Вокальный слух - это способность улавливать не только особенности правильного певческого звучания, отличать их от неправильного, но и ощущать работу голосового аппарата, мышечно понимать то, что делает другой исполнитель при том или ином звучании.
Умение не только слушать звучание голоса, но и представлять себе ясно его работу во время пения, ощущать, что делается в голосовом аппарате, - это и есть вокальный слух. Вокальный слух развивается постепенно, по мере освоения вокальной техникой. Начинающие петь обычно им не обладают, исполнитель не может себе ни представить в ощущениях, ни понять мышцами, как производится то или иное звучание. Постепенно, опираясь на слух, исполнитель начинает вырабатывать технику, и у него начинают формироваться многочисленные связи между слуховым представлением и его мышечным воплощением. На этой базе начинает развиваться способность представлять и ощущать работу голосового аппарата при пении. Таким образом, формирование вокального слуха происходит в процессе развития вокальных навыков.
С физиологической стороны, в основе формирования вокального слуха лежит образование рефлекторных связей в коре головного мозга. Во время пения ученик одновременно слышит свой голос, получает кинестезические представления о работе голосового аппарата, ощущает различные вибрационные явления, видит свои движения, если стоит перед зеркалом.
Важное место в контроле за певческим голосообразованием имеют резонаторные ощущения. При пении начинает ощутимо вибрировать грудная клетка и область лицевой части головы. Это дрожание принято называть грудным и головным резонированием. Многочисленные рецепторы, воспринимающие вибрационные явления, расположены во всех тканях тела, много их имеется и в тканях головного резонатора. Вибрационные явления в значительной мере помогают в управлении процессом голосообразования.
В педагогической практике необходимо фиксировать внимание учеников на тех резонаторных ощущениях, которые у них возникают при том или ином характере звучания.
Пение управляется посредством многочисленных систем обратных связей. Все виды чувствительности, участвующие в контроле за деятельностью голосового аппарата, способны развиваться. Слух является одним из главных регуляторов вокальной функции. Однако, исходя из того, что ученик не совсем верно себя слышит, вопрос чистоты интонации не может быть сведен только к развитию слуха.
Главным помощником слуху в контроле за голосообразованием является мышечное чувство. Благодаря мышечному чувству контроль за голосообразованием может быть доведен до большего совершенства. Слух, мышечное чувство и другие ощущения при контроле за голосообразованием рефлекторно связываются друг с другом. Эти связи являются основой вокального слуха. Они позволяют не только слышать голос, но и ощущать работу голосового аппарата при пении.
Таким образом, физиологической основой вокального слуха являются условно рефлекторные связи, возникшие в результате осознания соотношения характера звукового раздражителя и комплекса ощущений, полученных от органов чувств.
Постепенно в процессе пения за конкретными мышечными ощущениями закрепляются определенные слуховые, зрительные, резонаторные и другие ощущения, возникающие при этом. Правильное звукообразование, как при собственном пении, так и при восприятии пения другого певца неизбежно сопровождается ощущением мускульной комфортности, удобства, свободы при оптимальной активности всего голосообразующего комплекса.
В процессе освоения ребенком, как речи, так и пения слухомышечные связи складываются в основном подсознательно. Даже большинство взрослых людей не отдают себе отчета ни в том, как они производят звуки, ни в том, каков механизм образования голоса у другого певца. Их мышечные чувства неопределенные, неясные, а слуховые ощущения - неосознанные.
Основная задача учителя при развитии вокального слуха у детей - сделать эти чувства и ощущения у них осознанными. При помощи вокального слуха мы слышим, прежде всего, основные вокальные качества певческого голоса: интонацию, динамику, тембр, дикцию.
Вокальный слух помогает установить не только качество вокальной интонации (интонация высокая, низкая или нормальная). Но и понять какие именно недостатки в работе голосового аппарата являются причиной нарушения ее. Специфика вокального слуха в оценке качества вокальной интонации заключается в том, что выделение основного тона происходит из тембра именно певческого голоса, а ребенку для полноценного звуковысотного восприятия далеко не безразлично, каков этот тембр.
Вокальный слух оценивает динамический диапазон голоса, нюансировку в процессе исполнения вокальных произведений. Он помогает установить предел P или F, за которым начинается форсировка, что разрушает все самые ценные качества тембра. А этот динамический предел – для каждого певца или певческого коллектива понятие относительное.
К основной функции вокального слуха относится оценка тембра певческого голоса с точки зрения способа его производства. С помощью вокального слуха воспринимаются основные характеристики голоса, такие как регистр, плавность регистровых переходов при смене высоты тона, звонкость и «полетность», степень свободы или напряженности звучания, наличие вибрато или его отсутствие, вокальная позиция, способ артикуляции, ровное или «пестрое» звучание гласных.
Таким образом, к функции вокального слуха относится не только функция музыкального (звуковысотного, динамического, тембрового) слуха, но и фонетического, тоже тембрового по своей природе.
Итак, вокальный слух для ученика – это необходимое условие научиться петь, а для учителя – возможность научить. В процессе обучения пению вокальный слух, взаимодействует с голосом, развивается параллельно с ним, немного опережая уровень практических умений ученика.
Список использованной литературы
- Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007.
- Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 2010.
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]. - СПб. - 2001.
- Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники: монография / В.П.Морозов; Редакционно-издательский отдел Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. - М.: Изд. МГК. ИП РАН.- 2002.