"В мир десятичных дробей"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: действия с десятичными дробями, лист самооценивания, государство Округления, государство Сравнения, государство Сложения и вычитания


Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: повторить и закрепить знания, умения и навыки при работе с десятичными дробями.

Задачи урока:

образовательные: повторить и обобщить ранее изученный материал, закрепить умения и навыки округления десятичных дробей, сравнения, сложения и вычитания, а также умножения и деления на десятичные дроби.

развивающие: развивать умения организовывать индивидуальную, парную и самостоятельную работу; развивать самостоятельность, самоконтроль и наблюдательность; развивать познавательный интерес к предмету.

воспитательные: воспитывать ответственность, дисциплинированность, активность; воспитывать интерес к учебному труду.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная.

Оборудования: ПК, проектор, экран, презентация, тетради, раздаточный материал с правилами и алгоритмами, листы самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя и учеников.

Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть!

2. Сообщение темы и задач урока

- У меня такое хорошее настроение, ведь сегодня мы с вами отправимся в мир десятичных дробей. Да-да, десятичные дроби – это тоже отдельный мир. Мы с вами изучили все действия с десятичными дробями и сегодня посетим несколько государств этого мира, также нам еще придется пересечь целых два океана!

(Приложение 1, слайд 1)

3. Актуализация знаний. Правила урока

(Приложение 1, слайд 2)

- Вы наверняка уже увидели, что у вас на партах лежат несколько листочков. Внимательно посмотрите на этот лист (Приложение 2). Здесь расписаны все правила и алгоритмы действий с десятичными дробями, они нам понадобятся при решении заданий в государствах этого мира.

(Приложение 1, слайд 3)

- Посмотрите внимательно, кто сегодня вместе с нами будет путешествовать?

- Правильно, это пятачок из мультфильма «Вини пух».

Давайте уже вместе с ним отправимся в мир десятичных дробей!

4. Решение задач

(Приложение 1, слайд 4)

Представлены 4 государства: государство Округления, государство Сравнения, государство Сложения и вычитания, государство Умножения и деления, также между ними расположены два океана: океан первой физкультминутки и океан второй физкультминутки.

Начинается с первого государства – государство Сравнения. Учащимся разрешено воспользоваться раздаточным материалом (Приложение 2) и вспомнить правила сравнения десятичных дробей. (Приложение 1, слайд 5).

- Одним из самых сложных разделов математики по сей день считаются дроби. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. История дробей насчитывает не одно тысячелетие. А вот, где возникло умение делить целое на части, вам предстоит сейчас узнать.

- Все верно, молодцы! Это древний Египет и Вавилон.

(Приложение 1, слайд 6), учащимся представляется решить задания.

После каждых заданий ставятся баллы в листе самооценивания (Приложение 3).

Далее возвращаемся (Приложение 1, слайд 4) и переходим во второе государство – государство Округления. Учащимся разрешено воспользоваться раздаточным материалом (Приложение 2) и вспомнить правила округления десятичных дробей. (Приложение 1, слайд 7–9). Ученики выставляют себе баллы в листе самооценивания (Приложение 3).

После посещения государства Округления предстоит пересечь океан первой физкультминутки. (Приложение 1, слайд 10)

Во время физкультминутки можно использовать любые задания для устного счета. Например, учитель дает задание первому ученику: «Отними 0,3 от 1». Ученик отвечает: «0,7». Учитель говорит следующему ученику: «Умножь полученный ответ на 2». Второй ученик отвечает и т.д. Игра проходит в очень быстром темпе. Если ученик дает неправильный ответ или долго думает, то он “выходит из игры”, т.е. садится на свое место. Выигрывают те, кто остался стоять.

- Друзья, мы с вами переплыли океан первой физкультминутки. Теперь нам предстоит пройти путь в государстве сложения и вычитания.

Учащимся предлагается посмотреть в раздаточный материал (Приложение 2) для того, чтобы вспомнить правила сложения и вычитания.

Обращение Пятачка (Приложение 1, слайд 11). «Ребята, профессор государства придумал магический квадрат, но из-за своей рассеянности не заполнил несколько клеток, осталось заполнить всего 4 пропуска, давайте поможем ему».

- Ребята, мы с вами уже знакомы с магическим квадратом, на уроке математики мы его не раз использовали.

(Приложение 1, слайд 12, 13)

Ученики выставляют себе баллы в листе самооценивания (Приложение 3).

После посещения государства Сложения и вычитания предстоит пересечь океан второй физкультминутки (Приложение 1, слайд 14).

Загадываем число (например «четыре»).

Учитель бросает мячик любому ученику и называет действие (например «отнять 0,3»).

Ученик ловит мяч и говорит ответ («3,6»).

Если ответ правильный, то ученик продолжает игру (бросает мяч другому ученику и называет новое действие).

Если ответ неправильный, то ученик выходит из игры (возвращает мяч учителю и садится на место).

- Друзья, мы с вами переплыли океан второй физкультминутки, и мы с вами дошли до последнего государства этого мира – государство Умножения и деления. Посмотрите внимательно, это государство решило проверить наши способности умножения и деления.

Учащимся предлагается посмотреть в раздаточный материал (Приложение 2) для того, чтобы вспомнить правила умножения и деления десятичных дробей.

(Приложение 1, слайд 15, 16).

После выполнения заданий и проверки, ставится итоговая оценка за урок (Приложение 1, слайд 17).

5. Рефлексия урока

(Приложение 1, слайд 18)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, перед вами три смайлика, кому-то очень весело, кому-то все равно, а если посмотрите на третий снизу, он совсем опечален. Поставьте, пожалуйста, в своих листах самооценивания, каково вам сейчас, как первому, как второму, или как третьему.

6. Домашнее задание

- Домашнее задания для вас сегодня подготовила творческое, я прошу вас написать небольшую сказку о десятичных дробях.

7. Итоги урока

3 ученика завершают урок четверостишьями:

1. Мы дроби десятичные,
Никак без нас нельзя!
Мы все смешные, необычные
Без запятой у нас нельзя!

2. Чтоб отличаться от других
Мы называемся красиво.
Мы дроби десятичные.
И в этом наше дело…

3. Изучаем классом дроби:
Число делим на число.
Вычитание, сложение,
Знаки «больше» и «равно».

Литература

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5-й класс /Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.. Москва: Издательство «Мнемозина», 2013. 280 с.
  2. История возникновения и развития обыкновенных и десятичных дробей [Электронный ресурс]. – URL : https:// vokrug- nas. ru/ istoriya- vozniknoveniya- i- razvitiya- obyknovennyh- i- desyatichnyh- drobej/# i-2
  3. Тренировочные упражнения для формирования практических навыков при изучении десятичных дробей в 5–6-х классах [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/633639
  4. Урок-игра по теме «Десятичные дроби» [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи /652528/