1. Актуальность и оригинальность представляемой методики
Наша жизнь богата сюрпризами и порой не знаешь, чего от неё ожидать. Иногда взрослый человек попадает в трудную для него ситуацию и необходимо принять решение, которое способствовало бы преодолению препятствий, вставших перед человеком. Взрослый при этом испытывает трудности, а что же делать ребёнку в таких ситуациях? Большинство детей не знают, что нужно предпринять, потому что их не научили. Считаем, что главнейшей задачей учителя является показ ребёнку множества путей решения какой-либо проблемы.
И начать это нужно с начальной школы, так как здесь закладывается фундамент общего образования. Наиболее подходящее для развития у детей умения преодолевать трудности – это создание для них учебных ситуаций. Лучше всего их использовать на уроках математики, где их применение способствует общему развитию детей.
2. Наличие базовой оригинальной педагогической концепции
Мы считаем актуально рассмотреть в работе педагога системно – деятельный подход с использованием учебной ситуации. Это является методологической основой стандартов начального образования нового поколения. А учебная ситуация - это моделирование реальной жизненной ситуации. Разработка учебных ситуаций в рамках данного подхода – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов и усвоения универсальных учебных действий.
3. Композиционная целостность работы
Целью нашей работы является: рассмотреть эффективность Методики проблемных ситуаций и их систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях. Специальные ситуации, расширяющие математический кругозор младших школьников.
Мы перед собой поставили задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; разработать учебные ситуации для уроков математики деятельностной направленности используя проблемные ситуации во время уроков.
Предполагаем, что учебные ситуации являются средством управления познавательной деятельности школьника, формируют его мыслительные способности, а для деятельности ученика – служат стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. А реализуются они в рамках системно деятельного подхода в обучении. Так как основная идея данного подхода состоит в том , что новые знания не даются в готовом виде.
4. Реализация дифференцированного обучения. (разный уровень обучающихся)
Считаем, что данная методика предусмотрена с детьми разного уровня обученности.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Понятие системно-деятельного подхода было введено в 1985 году. Но ещё в 1926 году Л.С.Выготский в своей книге «Педагогическая психология говорил о том, что в педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к чему-то новому» [12, c. 148]. Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребёнка от привычного и устоявшегося, к чему то новому, необычному, пока ещё неоценённому.
Сущность системно-деятельного подхода в обучении основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков [ 31, c. 104]. В.В.Давыдов писал, что « нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно измениться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы его углубить и расширить». [14, с. 104]
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети « открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно – деятельного подхода – ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности ( схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.)
5. Целесообразное использование современных технологий
Использование информационных технологий, отвечающих и возрастным способностям и специфике математического знания, стимулирует познание и повышает цену достигнутых знаний. Существующее сегодня современное программное обеспечение поощряет к использованию математических навыков математики и к решению проблем.
В кабинете должен быть представлен широкий спектр разнообразных предметов и материалов, доступных каждому: от ученических коллекций ключей, иностранных денег или морских ракушек до покупных промышленно дидактических материалов. Найдут применение и подручные средства: измерительные ёмкости, калькуляторы и даже хлебные крошки.
В кабинете должны быть таблицы и демонстрируемые диаграммы с текстовыми и числовыми данными, книги для учителя и учащихся, математические словари и энциклопедии, детские работы. На книжных полках – много, включая широкое разнообразие учебников. Может быть вы виделе видеоал, где высококачественные видеоленты показывают, как математика используется вне классной комнаты.
Таким образом, постановка вопроса об использовании учебных ситуаций не является новой для учителя, а требует лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики.
6. Разнообразие использование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления обучающихся
Для создания учебной ситуации могут использоваться приёмы:
- Предъявить противоречивые факты, теории;
- Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- Использовать приёмы « яркое пятно», учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- «привлекательная цель», перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он сам того не замечая, выполняет и то учебное действие, которое планировал учитель;
- «отсроченная загадка», иногда удивительное не просто привлекает внимание;
- «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель задаёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания ) будет открыта на уроке при работе с новым материалом;
- «фантастическая добавка», учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, задействовать вымышленное растение или животное, перенести реального или литературного героя во времени, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека;
- «лови ошибку», объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в первом классе, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Можно научить детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется. Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст со специальными ошибками – есть возможность «поработать учителем» [19.с. 65]
7. Методы обучения. Целесообразность и обоснованность их применения
Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу, выполнение задания, в котором нужно объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса, практическая работа и т.д.
Домашнее задание тоже может стать учебной ситуацией, мотивирующей ребёнка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие примеры как:
- «Особое задание». Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
- «Творческое домашнее задание». Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
- «Обсуждаем домашнее задание». Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно быть домашние, чтобы новый материал был качественно закреплён. При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается.
- «Идеальное задание». Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или нарисуют иллюстрации к изучаемой теме.
Для приобщения детей, к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие примеры организации работы в группах:
- Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т.д.
- Группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой, Результаты заносятся в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх;
- Группы получают разные, но работающие на один результат задания;
- Приём «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами [27, с. 47-51]
На уровне начального обучения дети сталкиваются с многочисленными учебными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Уже простое распределение тетрадей может стать для учащихся 1 класса проблемой. Если мы их спросим: хватит ли учебных принадлежностей для всего класса? Видя относительно небольшую пачку, дети, по всей вероятности, будут думать, что их не хватает, ибо имеют в виду величину тех многих элементов. Проверкой правильности предположения детей будет раздача тетрадей. Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества множества.
8. Использование практических заданий на отработку и проверку нового материала, его понимания и усвоения
Следует рассмотреть, какие же учебные ситуации использовать на уроках математики.
Арифметика. Используем задание - прогулка «В поисках цифр»:
Класс приглашается на прогулку «В поисках цифр»: по классной комнате, по школьному зданию или по территории школы. Учитель просит учащихся указать числа в непосредственном окружении. После чего, названные числа используются для создания стенда «Числа, которые мы можем видеть».
Дети могут узнавать числа в непосредственном окружении или читать их на часах или на клавиатуре компьютера.
9. Геометрия и работа с данными
«Исследование объёмных тел»
Детям дают разнообразные 3-х мерные объекты, в которых можно выявить геометрические формы (например, кубик, коробка, пирамида с разными основаниями, цилиндр и т.д.). Их просят рассмотреть эти предметы различными способами и с разных направлений с тем, чтобы выявить подобия и различия. Их можно раздать детям для исследования непосредственным прикосновением, для наблюдения и обсуждения.
Дети исследуют, покатятся ли объекты/формы или же загромоздят дорогу.
Дети могут сортировать и описывать формы и обсуждать, как они действуют и где используются.
Дети могут назвать некоторые из форм и начинают их классифицировать по их признакам (по цвету, по форме и т.д.)
«Создаём симметричные проекты»
Работая в парах, учащиеся используют кубики и бумагу в клетку, чтобы создать симметричный проект. Они сгибают пополам бумагу в клетку, чтобы создать линию симметрии. Один ученик помещает кубик на одну из клеточек бумажной сетки, а на другой ученик должен разместить кубик на другую клеточку сетки с другой стороны линии симметрии, так, чтобы сделать проект симметричным. Учащиеся пользуются зеркалом, чтобы убедиться, что их проект симметричен.
Таким образом, возможен самый различный подбор учебных ситуаций. Их можно изменять, дополнить, менять форму поведения. Каждому учителю необходимо иметь такой банк учебных ситуаций не только по математике, но и по другим предметам школьной программы.
10. Методическая ценность представленного материала и возможность его широко применения
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребёнка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Ученье – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Анализируя психологические и методические литературные источники, мы выяснили, как рассматривается учебная ситуация с точки зрения психологии и педагогики. Учебная ситуация понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового или нового способа действия.
Так же было изучено, как создать такую ситуацию, какие условия способствуют её созданию, какие требования предъявляются к этому.
Проанализировав с точки зрения математических основ и методических рекомендаций, и суммировав их со знаниями об учебной ситуации, нами были разработаны учебные ситуации при изучении некоторых тем при разработке были использованы ресурсы интернета, методические пособия и собственные умения и навыки.
При рассмотрении сущности и особенностей деятельностного обучения заметили, что организация ситуаций способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из ситуации затруднения), самостоятельности ( самостоятельное видение проблемы, формулировка цели и задач, самостоятельность выбора плана решения), повышению работоспособности и активности.
Умение действовать в учебной ситуации вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способность развития познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма.
После регулярного использования учебных ситуаций на уроках математики было выявлено, что у учащихся сформировано умение ставить перед собой цель, планировать свои действия, выходить из ситуации затруднения, рассуждать, предполагать, апробировать свои предположения.
Таким образом, можно сделать вывод, систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных ситуаций расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.