«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться».
В.А. Сухомлинский
Основной задачей при поступлении учеников в 1-й класс является создание таких условий организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников. Первоклассник, придя в новый коллектив, в новое образовательное учреждение определенно испытывает некий дискомфорт, неуверенность и страх перед тем, что его ожидает. Я считаю, что современный учитель должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;
- положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;
- эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;
- положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом;
- положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Учитель должен уметь заинтересовать ребенка. Ведь появление положительных эмоций к учебе мы можем оценить по появлению желания учиться. Я не боюсь говорить ученику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», «умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Именно эти слова воспитывают уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мое доброжелательное отношение и одобряющие слова вселяют в ученика веру в свои силы, помогают ему уверенно шагать по дороге знаний.
При подборе материала, не стоит забывать о том, что современный мир – это эпоха научно-технического развития и умеренное применение ИКТ в образовательном процессе тоже помогает учителю при создании положительных эмоций к обучению. В своих уроках я часто применяю ИКТ, но распределяю эту работу таким образом: если основная работа предполагается без применения информационно-коммуникационных технологии, то физминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, музыкальную паузу, минутный «сон» проводим весело с применением музыки, интерактивной доски, и наоборот, если урок организован с помощью ИКТ, то отдых проводится в устной форме, для этого мы с детьми разучили много интересных стихов и песен.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью мы с детьми и родителями завели индивидуальные портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.
Одним из эффективных средств развития интереса у первоклассников является игра. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках школьники незаметно для себя выполняют задачи различной трудности. Она развивают воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой работы, именно оно даёт импульс творческому процессу, и появляется путь к нахождению интуитивных решений.
Хочется предположить, что к концу учебного года, если работа по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников будет проходить на должном уровне, то у детей действительно закрепятся положительные эмоции по отношению к учебной деятельности; учащиеся будут стремиться к самостоятельности в работе, повысится их творческая активность; сформируются способности к самооценке, дети научатся планировать, контролировать свои действия, формулировать свое мнение.