Примерная инструкция по русскому языку для дистанционного обучения

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: определение падежа, падеж, В лесу весной, Редкий лесок, лосиха


1

Запишем число: шестое апреля.

1. Прочитай стихотворение, выпиши три словосочетания прилагательное + существительное в той форме, какой они стоят в тексте.

У высокого ду...ка,
У трухлявого п..нька,
Да у дал...него б...лотца,
У глубокого коло…ца
Под ореховым кустом
Леш...й строит новый дом.

- Итак, выписали три словосочетания. Над каждым словом подпиши часть речи. Отметь крестиком главное слово в каждом словосочетании. У всех прилагательных выдели окончания. У всех существительных определи род и число. Подпиши.

- Вспомни, как же определить род и число у прилагательных? От чего они зависят? Попиши над именами прилагательными род и число.

2. Что мы еще умеем определять у существительных? (Падеж)

- С новой строки выпиши еще одно подобное словосочетание. Определи главное слово, отметь его крестиком. Определи падеж имени существительного. Можно пользоваться памяткой. Она ниже.

- Подумай, какой же будет падеж у имени прилагательного? Проверь себя! Для этого рассмотри таблицу на странице 82 и правило на странице 83 в учебнике русского языка.

3. А теперь потренируемся в определении падежа имён прилагательных. Для этого выполним в тетради упражнение 145 из учебника. Внимательно читаем задание, обратите внимание на образец.

Упражнение 146. Спишите пословицы. Определите падеж прилагательных. Но будьте внимательны! Сначала нужно определить падеж у имени существительного, от которого оно зависит.

Например:

Открываем рабочую тетрадь. Выполним номера 117, 118, 119.

Спасибо!

2

Запишите число: Восьмое апреля.

Сегодня необходимо закрепить умение определять род, число и падеж у имен прилагательных?

- От чего они зависят? От имени существительного?

1. Открываем учебник. В тетради выполним по заданию упражнение 148. Не торопитесь списывать, там необходимо сначала озаглавить. Предложения стоят в неправильном порядке. Род, число и падеж у выделенных слов записываем. Можно использовать зеленую пасту.

- Не торопимся. Делаем красиво! Аккуратно!

2. В тетради выполним упражнение 149 учебника. Внимательно читаем задание. Над всеми прилагательными должен стоять падеж.

3. Открываем рабочую тетрадь, выполним № 120.

Спасибо!

3

Запишите число: девятое апреля.

1. Внимательно прочитайте текст.

В лесу весной

Редкий лесок. Облака украшают голубое небо. Ласково светит тёплое весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки. Дрожит серая осинка. Рядом красуется стройная берёза. Из её коры закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы. Задремала на солнышке старая лосиха. Рядом резвился маленький лосёнок.

(По И.Соколову-Микитову)

2. Из данного текста выпишите 3 прилагательных: одно мужского рода, одно женского, одно среднего. Выделите у них окончания. Сверху подпишите род.

С новой строки выпишите 2 прилагательных множественного числа. Подпишите над ними число.

С новой строки из 4 предложения выпиши существительное, которое стоит в Предложном падеже (выписываем в той же форме с предлогом).

На деревьях.

Поставьте тире. Определи часть речи. Запиши (сущ., гл., прил.). А рядом в скобках запиши вопрос.

Проверь: На деревьях – сущ. (на чём?).

Далее записываем: На деревьях – сущ. (на чём?). Н.ф. –

Что такое Н.ф.? (начальная форма). Запишите её.

Проверь: На деревьях – сущ. (на чём?). Н.ф. – дерево.

Определи устно! Одушевленное оно или нет? Род? Падеж? Число? Чем является в предложении (главным членом или второстепенным)?

Теперь всё это запишем и проверим:

На деревьях – сущ. (на чём?). Н.ф. – дерево. Неодуш., ср.р., в П.п., во мн.ч. Втор. член.

Оформление строго такое!

3. Из последнего предложения выпишите существительное. Какое это существительное?

Проверим: Лосёнок –

Выполните такую же работу, как с существительным «на деревьях».

4. С новой строки из 2 предложения выпиши имя прилагательное. Поставь тире. Определи часть речи и поставь вопрос так же, как и ранее. Запиши.

Проверь: Голубое – прил. (какое?). Н.ф. –

А теперь ЗАПОМНИ! У прилагательного в начальной форме ВСЕГДА мужской род и единственное число!

Устно определим у прилагательного число и падеж. Запомни! Прилагательное – всегда второстепенный член!

Теперь всё это запишем и проверим:

Голубое – прил. (какое?). Н.ф. – голубой. В ед.ч., в В.п.. Втор.член.

5. Сейчас туже самую работу необходимо проделать с прилагательным СТАРАЯ (лосиха).

Старая –

6. Откройте учебник. Упражнение 151. Из упражнения выпишите одно любое прилагательное в той форме, как в предложении. Выполните такое же разбор.

Помни!

У множественного числа определить род мы не можем!

7. В рабочей тетради выполни №122.

Спасибо!

4

Проверочная работа по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Откройте тетрадь. Запишите число: Десятое апреля. Под каждым номером выполни в тетради задания.

1. Запиши вопросы, на которые отвечает имя прилагательное.

2. Запиши через запятую начальные формы каждого прилагательного: красивая, холодный, за горной, перед синим.

3. Просклоняй по падежам словосочетание ГОРОДСКАЯ УЛИЦА.

И.п.
Р.п.
Д.п.
….

4. Выпиши 5 прилагательных в той форме, как в тексте, каждое с новой строки. Поставь тире. Определи у каждого начальную форму, род, число, падеж.

Например:

По пустынной – жен. род, ед.ч., Д.п., Н.ф. – пустынный.

Однажды мы шли с Гайдаром по пустынной ул_це. Вдруг из соседнего сада п_слышались г_лоса, крики. Ок_залось, что в с_ду вырвало кран из в_д_пр_водной трубы. Сил_ная струя в_ды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю.

5

1. Запиши в столбик имена прилагательные в той же форме, как здесь:

У холодного, за весенним, перед горным, около забытого, по горячей, о любимой.

Поставь напротив каждого тире. Запиши каждое слово, поставив его в начальную форму. Смотри образец.

Помни!!

Начальная форма имени прилагательного – это ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в форме МУЖСКОГО РОДА и ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Проверь! У каждого окончание должно быть ЫЙ или ИЙ!

Образец: У холодного – холодный, …

2. Через запятую запиши словосочетания:

На чёрной воде, громадная птица, лимонным цветом, маленькую голову, курчавым пухом, с красным ремешком.

Как ты думаешь, у существительного и прилагательного в словосочетании одинаковые ли РОД, ЧИСЛО и ПАДЕЖ?

Определи и запиши над каждым словосочетанием РОД, ЧИСЛО и ПАДЕЖ существительного и прилагательного. Смотри образец!

Образец: На чёрной воде, …

Спасибо!

6

1. Открываем тетрадь. В тетради записываем:

Пятнадцатое апреля.

Контрольное списывание.

2. Внимательно прочитай текст. Обрати внимание на орфограммы, трудные места.

Спиши данный текст в тетрадь. НЕ ЗАБУДЬ записать заголовок.

Липки

Светит горячее солнце. Льёт весенний дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по тёплой луже. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.

Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчелы любят липовый цвет.

3. Возьми синий карандаш, найди в тексте и подчеркни ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ имя прилагательное МУЖСКОГО рода.

Возьми красный карандаш, найди в тексте и подчеркни ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ имя прилагательное ЖЕНСКОГО рода.

Возьми зелёный карандаш, найди в тексте и подчеркни ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ имя прилагательное СРЕДНЕГО рода.

4. С красной строки в тетради ВЫПОЛНИ ТЕСТ. Строчки НЕ ПРОПУСКАЕМ! Отвечаем СТРОГО: цифра-буква! Например: 1-а, 2-б, 3-в и так далее.

Тест

1. Выбери правильное определение.

А) Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие и обозначает предмет.

Б) Имя прилагательное – часть слова, которое отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие и обозначает признак предмета.

В) Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета.

2. Имена прилагательные изменяются по числам, падежам?

А) Да.

Б) Нет.

3. Имена прилагательные мужского рода имеют окончания:

А) -ая, -ой, - ий.

Б) - ое, -ой, -ый, -ий.

В) -ой, -ый, -ий.

4. Имена прилагательные женского рода имеют окончания:

А) -ая, -яя.

Б) -ая, -ое.

В) -ее, -ая.

5. Имена прилагательные среднего рода имеют окончания:

А) -ые, -ое,

Б) -ое, -ие.

В) -ое, -ее.

6. В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?

А) В единственном числе.

Б) Во множественном числе.

Спасибо!

7

1. Разгадайте ребус и узнайте тему нашего урока.

2. Это название нового раздела в русском языке. Откроем учебник русского языка на странице 91.

Прочитайте, как называется новый раздел и чему мы будем учиться.

3. Обратимся к упражнению 156.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте местоимения.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Что же такое местоимение? Выбери правильный ответ 1 или 2.

Проверь себя! Для этого прочитай правило на странице 92!

4. В Рабочей тетради №2 выполните строго по заданию № 124, 125.

5. Вернитесь в учебник на страницу 93. Внимательно изучите таблицу «Личные местоимения».

Видим, местоимения бывают:

1 лица – я, мы

2 лица – ты, вы

3 лица – он, она, оно, они

В каждом лице есть местоимение единственного и множественного числа.

Эту таблицу необходимо выучить!

6. Используя данную таблицу, выполни в Рабочей тетради №2 строго по заданию № 126, 127.

Спасибо!

8

1. Откройте Рабочую тетрадь №2 на странице 58, № 128.

Прочитайте стихотворение. Какие слова пропущены? Впишите их.

оно – солнце

он – месяц

она – луна

В стихотворении употреблены местоимения ОНО, ОН, ОНА. Какого они лица? Попробуйте определить род каждого местоимения.

У всех местоимений можно определить ЛИЦО и ЧИСЛО.

А у местоимений 3 лица можно определить РОД.

2. Выполните в рабочей тетради №2, № 129.

3. Прочитайте правило на странице 95 в учебнике Русского языка. Его нужно выучить НАИЗУСТЬ.

4. Откройте тетрадь. Запишите число: Семнадцатое апреля. Упражнение 161.

Соотнесите существительные и местоимения. ОБРАЗЕЦ:

Сирень (она), тополь (он), морковь (…), … .

5. По заданию выполните в тетради упражнение 163 из учебника.

Помни! Букву вставил – подчеркнул!

Спасибо!