Цель: формирование разносторонней личности старшего дошкольника через ориентацию во времени и определение части и целого.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать навыки и умения детей в составлении и решении арифметических задач в пределах 10.
- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаге. Закрепить знания о геометрических фигурах. Закрепить умение различать понятия - выше-ниже; шире-уже; длиннее-короче; раньше-позже; тяжелее-легче.
- Сформировать представление о знаках «больше», «меньше»; умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар; закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше)и на сколько.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Методические приёмы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование цифр, геометрических фигур, знаков «больше», «меньше»);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
Оборудование: карточки со знаками «больше», «меньше», цифры, геометрические фигуры картинки, картинки наглядные о животных и птицах, видеозапись, usb-устройство, музыкальная колонка, микрофон, доска, мольберт, ноутбук, монитор (телевизор),мяч.
Демонстрационный материал: схемы для составления арифметических задач.
Раздаточный материал: наборы чисел, наборы математических знаков, листы бумаги в крупную клетку, карандаши.
Ход занятия
1. Вводная часть
2. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). А гости не просто так пришли, после просмотра одного видео письма, вы мне сами скажите зачем они пришли к нам.
- Ну, а теперь давайте друг другу подарим хорошее настроение и поприветствуем друг друга
(Становимся в круг, говорим речевку)
Речевка: Посмотри на наш ты круг. Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (сопровождаем действиями)
3. Сюрпризный момент
Воспитатель: у нас с вами сегодня необычное занятие – мне на электронную почту пришло видеосообщение. Пришло оно от Индуса из Индии, давайте его посмотри и послушаем, что же хочет сообщить нам индус. (Смотрим видеозапись на компьютере, либо на проекторе) в которой говорится (выступает индус, можно записать себя в маске и изменить голос, можно сделать костюм и записать себя на видео): «Намастэ (по-индийски «Здравствуйте»), ребята. Я увидел по телевизору, что дети в России изучают науку математику. Мне как предку ученого математика очень было приятно это видеть и слышать. В Индии были великие ученые математики – Ариабхат, Брахмагупта и др. Так вот, я являюсь пра-пра-пра-пра-внуком Ариапхата, великого математика. И я тоже пошел по его стопам, я стал великим математиком. Вот мне захотелось узнать, как дети разных стран изучают эту науку - математику и решил я объявить конкурс, а называется он «Великая Индиматематика». Я отправил это видео по всем странам, а именно в детские сады и школы. Вы будете заниматься по моим заданиям. Ваш воспитатель пришлет мне видео ваших выполненных занятий, и самых старательных я оценю. Вы можете выиграть этот конкурс. Вы готовы? (пауза в видео, для того чтобы дети ответили) Тогда вперед к победам. Все задания я приложил к этому видео-сообщению. Удачи вам, ребята!
Мотивация/ целеполагание
Воспитатель: ну что, готовы показать, как мы знаем науку математику и любим ее? (ответы детей)А кто мне ответит на вопрос ,зачем гости пришли к нам? (чтобы посмотреть и снять наше занятие на видео, которое мы отправим Индусу) Давайте на доске запишем тему сегодняшнего занятия (пишу печатными буквами на доске тему и дети проговаривают ) «ИНДИМАТЕМАТИКА»
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята! Прежде чем мы начнём выполнять задания индуса и участвовать в его конкурсе нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать (дети называют правила в группе и на занятиях).
- Ну что, начинаем? (ответ детей) А давайте мы начнем с разминки для ума. Для этого мы с вами встанем в круг, возьмем мяч (вспоминаем правила в кругу, отвечает тот, у кого мяч, не выкрикивать, если не можешь ответить или затрудняешься, передай мяч другому). Игра называется «Не зевай, на вопросы быстро отвечай». Я начинаю говорить, а вы продолжаете.
- Если стол выше стула, то стул……(ниже стола)
- Если дорога шире тропинки, то тропинка …..(уже дороги)
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….(короче линейки)
- Если сестра старше брата, то брат …(младше сестры)
- Если веревка толще нитки, то нитка ….. (тоньше веревки)
- Что нельзя вернуть? (время)
- Как измеряется время? (минуты, секунды, часы, дни, месяцы, года)
Воспитатель: Молодцы, разминку провели, размялись. Теперь давайте приступим к заданиям индуса.
Задание 1. Для того чтобы начать выполнять первое задание, нужно пройти к своим столам и занять свои места. На столе у вас лежат цифры и знаки, какие знаки, что они означают, кто готов ответить? (ответы детей) (разворачиваю листок и читаю, листок можно оформить с обратной стороны индийскими узорами или фото народа, детям очень интересно будет)
Знаки спорят, где же место.
Где здесь больше, где равно.
Нужно им помочь ребята
Знаю вам не все равно
Сосчитать все цифры так
Что поставить нужный знак
Я называю число, а вы между ними ставите знак соответствующий, каждый выполняет у себя, а один из вас подойдет к мольберту и выложит на мольберте это задание (дети по желание выходят и выполняют) Каждый сравнивает свое задание с выполненным на мольберте.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотри на мольберт, у всех скажите так получилось.
- Скажите, а почему вы поставили знак между 6 и 5 «больше» в направлении к 6? На сколько 6 больше 5? (ответы, рассуждения) и т.д.
Воспитатель: справились с этим заданием вы, молодцы. Переходим ко 2 заданию.
2 задание: (продолжаю читать с листка, где на обратной стороне изображена Индия, народ, либо узоры, связанные с Индией).
Задание. «Реши арифметические задачки» но решать мы их будем устно, в уме, поэтому для выполнения этого задания перейдем с вами на наш ковер(палас) сядем «султанчиком», помним, что отвечает тот, у кого мяч или микрофон.
Воспитатель: и давайте с вами вспомним ,из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ) при чтении задач показываю картинки соответствующие.
1 задача:
Мишка рано встал
Бочки с медом сосчитал
Оказалось, 10 их
Только что ж смотреть на них?
Три бочонка с медом съел
Прогуляться захотел
В полдень мишка наш пришел
Сколько бочек он нашел? (дети считают, отвечают)
Воспитатель: А как вы узнали? Как пришли к такому выводы? Скажите решение? (ответы детей)
2 задача:
Из-за куста торчат 6 ушек
Там спрятались тигрята
Сколько тигрят спрятались? (3)
(ответы детей, у каждого тигренка по два уха)
- А что будет тут являться решением, условием, ответом? (ответы детей)
3 задача:
Мама-мартышка купила книжки
Целую неделю деткам читала
А сколько книжек, не сосчитала
Она читала мартышкам
Каждый день по книжке
Вы, ребята, не зевайте
Сколько книжек сосчитайте (7)
(ответы детей, 7, семь книжек, в неделе 7 дней, рассуждают, говорят как сделали такие выводы)
4 задача:
Гуляет в джунглях старый слон
И одинок, и грустен он
Но подошел к нему слоненок
И больше слон не одинок (2) (рассуждение детей и выводы)
5 задача:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал
От товарищей отстал
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5) (ребята, где здесь решение, где условие у задачи)
Воспитатель: И с этим заданием справились, давайте переходить к следующему заданию, а называется оно «графический диктант».
3 задание: Давайте пройдем за свои столы с вами, сядем каждый на свое место, на столах лежит у вас бумага, листок в клетку, и карандаш.
Точка отсчета: от верхнего левого угла листа отступи 3 клеточки вправо и 10 клеток вниз. Поставь точку.
Начинаем рисовать: 1 клетка вправо, 7 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх.
3→, 10↓.
1→, 7↑, 4→,1↓, 5→,8↓, 3←, 3↑, 1←,3↓, 3←,4↑, 1←, 3↓, 2←, 1↑.
Кто у тебя получился? (слон) Дорисуй слонику глаз и хвостик.
Воспитатель: вот такие мы математики, да ребята, и пусть даже никто не сомневается в наших способностях.
4 задание: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Эврика» (игра на пройденный материал, на закрепление) и играть мы будем на нашем ковре, для этого нам понадобится микрофон. Игра заключается в вопросе и ответе, я задаю вопрос, а вы отвечаете, а еще можно изобразить ответ. (Переходим с детьми на ковер ,беру микрофон ) – (имя ребенка)
- представь, что ты квадрат…скажи, для чего ты существуешь? (ответ ребенка, он рассуждает, учится думать, фантазировать)
(имя ребенка) изобрази овал…, скажи, зачем ты нужен в жизни…(овал применяется…Ответ детей, рассуждение)
(имя ребенка) представь, что ты цифра 5…скажи, какая ты цифра? (красивая, математическая…в зависимости от фантазий детей)
(имя ребенка) скажи, чем отличается знак «больше» от знака «меньше»…А можешь изобразить знак ровно (либо в воздухе рисуешь, либо телом) и так далее со всеми цифрами, фигурами, знаками……
Воспитатель: Молодцы, так мы здорово поиграли с вами, вам понравилось? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, а ведь мы выполнили все задания, которые нам прислал Индус, предлагаю вам сейчас нарисовать для него индийский ковер и отправить с нашим видеозанятием ему.
6 задание: проходим за наши столы, у вас лежит листок в виде квадрата, на нем сейчас будем изображать фигуры или узоры по-другому. Я буду вам говорить, а вы изображать каждый на своем листке.
Итак, в середине квадрата нарисуй овал и закрась его в зеленый цвет, в правом верхнем углу нарисуй прямоугольник и закрась его в желтый цвет. В левом верхнем углу - круг и закрась его в синий цвет, в нижнем левом углу нарисуй квадрат и закрась его в голубой цвет, в нижнем правом углу - изобрази треугольник и закрась его в красный цвет.
Воспитатель: посмотрите ребята, какие ковры получились у вас, сейчас мы с вами эти ковры отправим в подарок индусу вместе со своим видеозанятием. Гости наши сняли наше занятие, ну а мы будем ждать от него итоги конкурса.
Рефлексия, анализ.
Ребята, вы молодцы!
- Вам понравилось наше занятие?
- Что вы чувствовали при выполнении задания под номером 2 …?
- Скажите вам было легко или где-то было тяжело справится с заданием?
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы (ответы детей, рассуждение).