Методическое мероприятие – мастер-класс "Развитие универсальных учебных действий"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Классы: 4, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Эдвард де Боно, «Шесть шляп мышления»


Основные цели:

  • расширить представления педагогов об универсальных учебных действиях;
  • мотивировать педагогов на восприятие учащегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого;
  • способствовать актуализации знаний педагогов о формировании и развитии УУД;
  • активизировать творческий ресурс педагогов.

Участники: педагоги, учителя предметники, учителя начальных классов.

Форма проведения: мастер-класс.

Дидактические материалы:

  • нарезанные шестигранники;
  • карточки для нумерации столов – групп от 1 до 6 (на каждом по цифре);
  • картинки пчёл для оформления;
  • бумага А4 по количеству участников, ручки для записи по количеству участников;
  • шесть конвертов с нарисованными шляпами (синяя, красная, чёрная, белая, зелёная, желтая);
  • карточки с вопросами к каждой шляпе;
  • таблица «Виды универсальных учебных действий» (по материалам ФГОС НОО).

Оборудование: 5 мольбертов, 6 альбомных листов, акварельные краски, 5 кисточек для рисования, одна баночка для воды, цветной картон, ножницы.

Организация пространства: парты и стулья расставлены на 6 групп.

Ход мероприятия

1. Мотивация к деятельности

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы посмотреть мастер-класс. Вам предстоит активная работа в группах и индивидуально.

Инструкция. У каждого из вас есть вырезанная геометрическая фигура. Задача каждого из вас назвать как можно больше характеристик (прилагательных) этого шестигранника (участники называют характеристики – прилагательные и выходят к доске, прикрепляют каждый свой шестигранник на магнитик к доске).

- А теперь, всем вам, хочу задать вопрос, как это упражнение ассоциируется с вашей педагогической деятельностью. Возможно, есть вариант метафоры, догадки (педагоги предлагают ответы, ассоциации).

- Да, вы правы, каждый кусочек является частью целого. Обратите внимание, что общая картинка напоминает пчелиные соты. Как известно, соты – прочная конструкция, так как пчёлы очень трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строят прочный дом. В учебном процессе каждый учитель видит только фрагмент индивидуальных особенностей ребенка, выделяет часть из целого. Ребенок, которого мы обучаем – это целая и неделимая система, со своими особенностями и характеристиками, о которых мы должны помнить и знать.

Итак, готовы работать? Следующие упражнения помогут определить основные понятия, которые будут рассмотрены в мастер-классе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов мы часто задаём себе.

- Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

3. Выявление причины затруднения

Упражнение 1.

Инструкция. Вас пять человек. Вы – команда. Ваша задача вырезать 5 геометрических фигур: две одинаковые по форме, две одинаковые по размеру и две одинаковые по цвету. (Определение вида формируемых УУД)

Ведущий. Какие универсальные учебные действия вы можете выделить, определить? (Педагоги предлагают ответы)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Пользуясь эталоном таблицей назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание?

Верно, это упражнение направлено на регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

- Обратите внимание с чего начали свою деятельность участники? Какие универсальные учебные действия вы видите здесь? (Педагоги предлагают ответы)

Упражнение 2.

Инструкция. Нарисуйте каждому свой домик. (Определение вида формируемых УУД)

Ведущий. Снова обратите внимание на действия участников.

Упражнение 3.

Инструкция. Вас пять. Вам нужно нарисовать один предмет одного цвета. (У участников есть только альбомный лист и краски). (Определение вида формируемых УУД)

5. Реализация построенного проекта

Ведущий. Обратите внимание на то, что у участников нет необходимых инструментов. Что каждый из них начинает делать? Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога). Технология проблемного диалога чаще всего используется при изучении новой темы. После чего спрашиваю:

Что вас удивило?

Какое противоречие видите?

Какой возникает вопрос? (Тем самым подвожу к проблемному диалогу)

Я почувствовал (а) …

Я увидел (а) …

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …

6. Первичное закрепление

Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Рассмотрите таблицу УУД, какие УУД не были названы во время выполнения всех упражнений. Соотнесите свои ответы с образцом. Оцените правильность выполнения этого задания.

8. Включение в систему знаний

- Итак, давайте вспомним всё то, о чём мы сегодня говорили, какие упражнения выполняли. Что же такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

- Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

9. Рефлексия деятельности

Ведущий. Для эффективного обобщения информации по развитию УУД, предлагаю использовать метод «Шести шляп». (Каждой группе раздаётся конверт с шляпой определённого цвета, в конверте вопрос шляпы по теме мастер-класса.). Приложение

Ведущий. Каждой группе, необходимо прочитав вопрос шляпы, обсудив его с участниками группы подготовить ответ на вопрос шляпы, но у каждой шляпы свои особенности:

Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами и событиями без эмоций: «Что мы узнали из мастер-класса о возможностях применения знаний о развитии УУД? (Факты, понятия, основные особенности)»

Чёрная шляпа помогает увидеть негативные стороны события, явления или проблемы. Помогает оценить риски: «Что нас настораживает в вопросах развития УУД? Какие негативные моменты волнуют нас?».

Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы» события, явления или проблемы: «Что хорошего и положительного отмечаем по материалу о развитии УУД?». (Плюсы мастер-класса)

Красная шляпа позволяет увидеть событие, явление или проблему в эмоциональных красках. Отреагировать эмоции: «Какие у нас возникли чувства и эмоции, пока мы знакомились с материалом мастер-класса по развитию УУД?». (Личное от реагирование чувств, воспоминания, ассоциации)

Зелёная шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приёмы: «Дают ли нам эти знания по развитию УУД, возможности для творческого роста.»

Синяя шляпа помогает находить человеку смысл в том, что он делает. Продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему, ситуацию, явление в актуальный контекст: «Что нам даст знание о развитии УУД для личной и профессиональной жизни?».

(Педагоги работают в группах, пишут ответы на листах и затем зачитывают, приветствуются мнения и обсуждения).

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данного мероприятия и др.): .......

Список литературы

1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2010 г.

Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). Приложение