Конспект занятия по развитию речи с элементами экологического воспитания в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическая культура, ранняя осень, поздняя осень, признаки осени


Цели:

  • закрепить представление детей о характерных признаках осени; сезонных изменениях в природе;
  • учить называть приметы ранней и поздней осени, используя образные слова и выражения;
  • интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений;
  • формировать экологическую культуру личности, элементы экологического сознания;
  • закрепить навык образования прилагательных от существительных;
  • продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
  • воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости к животным и птицам.

Материалы и оборудование: иллюстрации картин «Ранняя осень», «Поздняя осень». Аудиозапись «Вид на землю с высоты». Елочки. Иллюстрации птиц. Картинка «Воздушный шар». Билетики-картинки с правилами поведения в лесу. Словарь: золотая осень, величавая, ранняя, поздняя, хмурая, пасмурная.

Ход занятия

Воспитатель собирает детей возле себя.

- Ребята, посмотрите, какой у меня есть мячик. Это мячик радости, он похож на солнышко. Давайте мы передадим этот мячик друг другу, посмотрим в глазки и улыбнемся (дети передают мяч).

- Теперь у всех хорошее, радостное настроение? С таким настроением не хочется просто сидеть в группе, давайте отправимся в путешествие на воздушном шаре! (Воспитатель показывает картинку воздушного шара)

- Вот вам билетики (раздает билетики детям).

- Высоко мы поднялись, давайте посмотрим, что внизу под нами? (Ответы детей)

- А я вижу внизу макушки деревьев, что это? (Лес) Предлагаю приземлиться в лесу и погулять. Но прежде, чем приземлиться, давайте вспомним правила поведения в лесу. У вас билетики не простые, а с подсказками (ребенок показывает карточку и называет правило поведения в лесу).

- А теперь глаза закрыли, приземлились, и в лесу мы очутились! Давайте подышим лесным воздухом. Какой воздух в лесу? (Свежий, чистый)

- Почему? (Нет транспорта, заводов, фабрик, дыма от производственных предприятий, а есть много деревьев, которые вырабатывают кислород)

- Послушайте загадку, определите о каком времени года идет речь?

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима!». (Осень)

- А сейчас какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите признаки осени. (Листья желтеют и опадают, птицы улетают в теплые края, солнце греет мало, день становится короче, часто идут дожди, становится холодно)

- Ребята, а осень всегда одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Давайте посмотрим на картинки и определим, где какая осень изображена (работа по картинкам).

- Молодцы! Мы же с вами в лесу, можно поиграть в мяч.

Игра «Погода осенью»

- У меня в руках мяч волшебный, мяч осенний, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

- Какая погода бывает осенью:

когда идет дождь – дождливая,

когда дует ветер – ветреная,

когда холодно – холодная,

когда пасмурно – пасмурная,

когда сыро – сырая,

когда ясно – ясная,

когда светит солнце – солнечная.

- Молодцы! Вы все правильно говорили о погоде. Но какая бы погода не стояла за окном, осень все равно прекрасна. Не зря о ней написано очень много красивых стихотворений. Давайте, мы тоже вспомним стихотворения.

Листопад, листопад,
Птицы желтые летят.
Может и не птицы это
Собрались в далекий путь?
Может это просто лето
Улетает отдохнуть?
Отдохнет, сил наберется
И обратно к нам вернется?

Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

Пришла пора поиграть с осенними листочками (физминутка):
Мы листики осенние на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели, полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял!
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

- Ребята, мы с вами гуляем в лесу, дышим свежим воздухом, а какой воздух у нас в группе? (Свежий, чистый)

- Почему, как вы думаете? (Есть много растений в уголке природы, они вырабатывают кислород)

- А что мы должны делать, чтобы растения нам помогали, очищали воздух в группе? (Ухаживать за ними: поливать, вытирать пыль, брызгать водичкой, рыхлить почву)

- Давайте послушаем лесные звуки. Почему тихо в лесу? Не слышно птичьих голосов? (птицы улетели в теплые края)

- Какие птицы улетают? Как их называют? (Перелетные)

- Какие остаются зимовать? Как их называют? (Зимующие)

- Давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы». Возьмите картинки с изображениями птиц. Перелетные птицы собираются в стайку, а зимующие возле елочек остаются.

- А кто еще живет в лесу? (Звери)

- Какие, дикие или домашние? (Дикие)

- Послушайте загадку:

Комочек пуха – длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

- Что происходит с зайцем осенью? (Меняет шубку с серой на белую, чтобы не видно было его на белом снегу)

- Угостим зайчика капустой: пальчиковая гимнастика.

Кочан капусты мы нашинковали,
Затем морковку быстро натирали,
Потом мы все немножко посолили,
Помять капусту тоже не забыли.

А это о ком загадка:
Лежала под ёлками подушечка с иголками,
Лежала, лежала да побежала. (Еж)

- Что делает ёжик осенью? (Ежи, как и медведи всю зиму спят. На зиму ежик  устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает)

- Послушайте еще загадку:

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Что делает волк осенью? (Ходит и ищет себе пропитание)

Еще загадка:

Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

- Что делает медведь осенью? (Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, это его берлога, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему будет тепло)

- Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Расставаясь с осенним лесом, давайте поиграем в игру с лесным эхом.

Эхо лесное спросить могу?

АУ-АУ-АУ!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали.
Птички певички давно ли галдели?
Летели, летели. На юг улетели.
Белки и зайцы, про вас мы не знаем?
Линяем, линяем, линяем.
Так что же творится в лесу? Спросим.
Осень, осень, осень.
А теперь закроем глаза, произнесем волшебные слова:
«Глаза закрыли, покружились, в детском саду мы очутились!».

Итог.

- Понравилось вам наше путешествие? Мы с вами поняли, что лес – наше богатство. Там живут звери, птицы. Мы должны беречь природу, и она нам отплатит добром.