Конспект открытого занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе "Пять золотых ключей"

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: старшая группа


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Здоровье».

Цель: Развитие интересов детей любознательности познавательной активности.

Задачи:

Образовательная: формировать знания о цифрах от 1 до 5, знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Умение ориентироваться на листе бумаги, развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).

Развивающая: развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность.

Воспитательная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Демонстрационный материал: Сундучок, пять ключей золотого окраса, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (это будет озеро), пять рыбок цифрами от 1 до 5,телефон, мяч, микрофон.

Раздаточный материал: Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), пазлы с героями мультфильмов.

Методические приемы: Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, подвижная игра «Купим мы с бабушкой», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой: чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки, густую гуашь. После того как закрыть крышку и встряхнуть с закрытой крышкой банку, вода окрасится в нужный цвет.

ХОД НОД

Дети становятся в группе на палас полукругом.

Воспитатель: Ребята на мой адрес электронной почты пришло письмо, там было написано «Ребятам в детский сад №1532 группа 8 «Затейники». Ребята, скажите, а где это такой сад и такая группа?

Дети: (это наш детский сад и наша группа)

Воспитатель: правильно ребята, так значит оно адресовано вам.

Дети: (Да)

Воспитатель: прежде чем начать читать письмо давайте вспомним правила нашей группы (дети вспоминают и называют: отвечает тот, кто поднимает руку, не выкрикивать, если занимаемся в кругу то отвечает тот у кого мяч)

Молодцы, начинаем? (ответ детей) Я распечатала его и хочу вам его зачитать (читает письмо, на обратной стороне нарисован Айболит).

Здравствуйте, ребята! Это вам пишет доктор Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал в Африку, там заболели все зверята. Я взял свой чемоданчик с медицинскими инструментами и, уже было, собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня инструменты и выбросили в синее море, где обитает много-много рыб. И одна из этих рыб проглотила мой чемоданчик. Прошу вас ребята мне помочь, нужно найти ту рыбу, которая забрала мой чемоданчик, и передать мне инструменты, чтобы я вылечил зверят в Африке. Я один не справлюсь, мне нужна ваша помощь. Пираты мне дали задание, которое нужно выполнить ,чтобы добраться до этого синего моря. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Подпись: Доктор Айболит!

Воспитатель: Ребята, поможем доктору Айболиту?

Дети: Да

Воспитатель: тогда прежде, чем приступить к заданию пиратов, нам с вами нужно потренироваться, давайте поиграем в игру «части суток» - закончи предложение.

Дети: Давайте.

Воспитатель:

- Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем…(днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем…(вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Итак, ребята, сколько частей в сутках?

Дети: 4

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети : (утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?

Дети: (утро или день) в зависимости от проведения занятий.

Воспитатель: Молодцы, итак, мы с вами сделали разминку для своего ума, приступим к заданию от пиратов. Прежде чем его зачитать, давайте присядем на ковер с вами и сделаем круг (дети садятся султанчиком на ковер или палас кругом) Первое задание (зачитываю): мы высылаем вам вместе с письмом посылку, озеро, где плавают те самые рыбки, которые и взяли медицинские инструменты. Попробуйте догадаться, глядя на них какое задание мы зашифровали.

(воспитатель достает обруч, кладет его на середину, в круг), в нем видите, плавают рыбки, на каждой рыбке есть цифра, и золотой ключик, чтобы это могло означать?

Воспитатель: ребята вы помните, что нужно не перебивать друг друга, а поднимать руку, а когда в кругу то …. (дети вспоминают правила в группе, отвечает тот, у кого мяч)

Дети (начинают высказывать каждый свое мнение, приходят к выводу, что нужно расположить рыбок по числовому порядку, а ключик это за выполненное задание отдается). Дети начинают раскладывать в обруче рыбок по числовому порядку от 1 до 5.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотри на рыбку под номером №1. (Переворачиваю рыбку, там задание)

Рыбка №1: Игра «Скажи одним словом». Я называю предметы, а вы обобщаете, то есть говорите одним словом, как можно назвать, одним словом, все поняли задание ?

Дети: да.

Воспитатель: итак, вот первая группа предметов

- яблоко, груша, лимон, мандарин……и отвечает тот, у кого мяч (воспитатель дает мяч ребенку, если ребенок сомневается в ответе или затрудняется, то он передает тому ребенку, от которого хочет услышать ответ)

Воспитатель: вот мяч хочу дать (имя ребенка), скажи пожалуйста, как можно назвать одним словом ту группу, которую я назвала?

Ребенок: Это фрукты

Воспитатель: Молодец, правильно! (далее проходит по всем группам так же)

- кровать, тумбочка, стул, шкаф…(мебель) отвечает тот у которого мяч

- собака, кошка, коза, овца…(животные, но ни просто животные, а домашние животные)

-пап, мама, бабушка, дедушка, брат……(родственники-семья)

Воспитатель: скажи, пожалуйста, сколько сейчас я назвала предметов?

Ребенок: 5

- Кубик, кукла, машина, мячик…(игрушки)

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки…(обувь)

- Пчела, муха, жук, стрекоза…(насекомые)

- Самолет, вертолет, ракета (транспорт) (можно в каждой группе пересчитать предметы)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а вот от рыбки и ключик золотой. (берет воспитатель ключ и отдает детям) Предлагает складывать ключи в одно какое-то место.

Воспитатель: беру рыбку под № 2 и зачитываю задание:

- Нужно отгадать загадки, а ответ, если отгадаете, появится на экране, а еще ребята нужно изобразить отгадку, движением или звуком) (дети, таким образом, будут в движении)

Итак, начнём (правила вспоминаем не выкрикивать, поднимать руку)

Воспитатель: У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает, всех в лесу боится, прячется под кустом (дети кто поднял руку, отвечают - заяц) Воспитатель транслирует на экране детям картинку зайца, изображают все дети животное. Итак, каждое животное.

- Он маленький колючий, зимой спит, летом ловит жучков и червячков. (еж) изображают его , либо издают звук, который издает это животное.

- Она рыжая и хитрая, у нее пушистый хвост, ловит мышей и зайцев (лиса), изображают все дети .

- Большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мед и малину (медведь)

- Он злой, серый, страшный. Голодный, любит зайцев ловить, живет в логове (волк) Изображают его дети все.

- Маленькая, быстрая, рыжая, скачет по деревьям. Живет в дупле (белка)

Все отгадки транслируются на экране, если нет экрана, то просто на доску вывешивается картинка с изображением того или животного.

Воспитатель: Ну вот, ребята, справились вы и со вторым заданием рыбки. Держите второй золотой ключ.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Дети выстраиваются на ковер, педагог включает музыку и проводит физкультминутку «Айболит», дети повторяют

Физкультминутка:

Айболит наш потянулся (встать на носочки и руками потянутся вверх)
Раз нагнулся, два нагнулся (ноги на ширине плеч, руки на пояс и нагнутся влево, вправо)
Руки в стороны развел, руки с пояса убрать и развести по сторонам)
Халат беленький надел (погладить себя спереди)
Взял микстуру, ложку взял, (рукой то левой, то правой по губам)
И зверятам в ротик влил
Вот какой он молодец! (показать класс большим пальцем руки)
Физкультминутке тут конец!

Воспитатель: ну теперь давайте сядем за наши столы и продолжим выполнять задания наших рыбок. Берет рыбку под № 3. Читает задание:

Игра «Что, где находится?»

Это задание на развитие памяти, детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем расположить их у себя на альбомном листе в правильном порядке, как было показано на экране либо на доске. На столе у ребят у каждого есть соответствующие геометрические фигуры и альбомный лист.

Середина - круг, в правом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу-треугольник, в правом нижнем углу -прямоугольник, в левом верхнем углу-овал) Воспитатель ждет несколько секунд и убирает картинку, ребята по памяти выкладывают у себя. Можно чередовать геометрические фигуры и разные углы расположения их.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием рыбки под № 3,держите золотой ключ.

Берет следующую рыбку под № 4 и мы будем выполнять это задание ребята с вами сидя на нашем ковре (то есть задания чередуются столы-коврик, столы-коврик). Дети садятся султанчиком на ковре, и педагог зачитывает задание. Игра называется «кто где живет?»

Педагог показывает заранее заготовленные картинки с цифрами от 1 до 5, которые нарисованы в домиках, на этажах и спрашивает детей:

- На каком этаже живет цифра 5? Ответ детей (отвечает тот, у кого мяч) На каком этаже живет цифра 6?

Между каким этажом живет цифра 4 и 2? И так далее…

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились вы, получите золотой ключ. Ребята, сколько ключей мы с вами собрали?

Дети: 4.

Воспитатель: ну вот и последняя рыбка у нас с вами, под номером 5. Прежде чем его выполнить нужно пройти за свои столы, (на столах лежат пазлы)

Воспитатель: Ребята, задание такое: нужно собрать пазлы, но так как у нас пазлы только на двух столах значит нужно разделиться на две команды, и каждая команда будет собирать свои пазлы. Дети разделились на команды и начинают собирать пазлы с изображением мультфильмов (животные Африки).

- Ну вот вы и с этим заданием справились ,получите ключ.

Воспитатель: Ребята, задания все выполнили, но мы не нашли инструменты доктора, давайте ему позвоним. (Берет педагог телефон и звонит Айболиту, можно договориться заранее с кем-либо чтобы он был Айболитом, включить громкую связь, чтобы дети поверили в это)

Разговор с Айболитом:

Воспитатель: Айболит, мы выполнили пять заданий от пиратов и получили за это пять ключей.

Айболит: Какие вы молодцы, сейчас эти ключи нужно подобрать к сундуку который я вам прислал, я нашел его на берегу моря, видимо волна его выбросила, но открыть его я не могу к сожалению, потому что все ключи у вас.

Ребята и воспитатель подбирают ключи к сундуку, открывают его а там инструменты медицинские и банка с водой.

Воспитатель: Ребята, давайте звонить снова Айболиту, мы нашли инструменты и какую-то воду, что дальше то нам с этим делать?

Звонит Аййболиту, рассказывает про воду и инструменты

Айболит: это ни просто вода, это волшебная вода, я ей лечу зверей. Закройте крышку и взболтайте (дети закрывают и болтают, вода окрашивается в цвет). Скорее мне отправляет по почте эту воду и инструменты, я буду лечить зверей. А вам там в сундучке витаминки, (это могут быть витаминки или конфеты) возьмите и не болейте. Спасибо вам огромное, ребята, что помогли мне. (дети с воспитателем запаковывают все в коробку и с воспитателем обещает сходить на почту и отправить Айболиту)

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята становитесь в круг (можно взять игрушечный микрофон подносить к каждому ребенку для ответа, как интервью) давайте мы с вами вспомним что сегодня мы делали на нашем занятии, какие задания выполняли? Какое задание для вас показалось самым сложным? А какое самым легким для выполнения? Вам понравилось помогать Айболиту? Что вы при этом чувствовали? Спасибо, ребята, вам, вы такие добрые и отзывчивые, я знаю теперь, что вы в беде не оставите никого и всегда поспешите на помощь.