Сценарий литературно-музыкальной композиции "Война и Мир", посвящённый 75-летию Великой Победы

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: сценарий, литературно-музыкальная композиция, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Часть I. "Война. В лесу прифронтовом"

На экране - кадры хроники (освобождение Чехословакии). Раздаются звуки канонады, взрывов, перестрелки.

Участники (солдаты) вбегают на сцену и рассаживаются вокруг "костра". Они инсценируют поведение бойцов во время привала: общаются между собой, чистят ружьё, обсуждают план предстоящего сражения, ухаживают за ранеными в медсанчасти и т.д.

Ведущий: - Апрель 1945 года. Освобождена Братислава, столица Словакии, города Венгрии. Советские войска вышли на побережье Балтийского моря и заняли Кёнигсберг. Освобождена Вена, столица Австрии, и другие австрийские города. Освобождены города Чехословакии. Началась Берлинская наступательная операция.

Стихают залпы, раздаётся птичье пение. На экране - фотографии бойцов на привале. (Презентация, слайды 1-11)

Ведущая: - В короткие перерывы между боями бойцы Советской армии отдыхали, общались между собой, шутили, вспоминали родной дом и семьи, оставленные где-то далеко, позади. Продолжалась обычная жизнь, когда можно было, хоть на короткий миг, позабыть об ужасах войны, о смерти, о потере товарищей-сослуживцев и испытать человеческое счастье, веря в скорую победу и надеясь на встречу с близкими, любимыми людьми.

Песня "В лесу прифронтовом" (вокальный ансамбль)

Ведущий: - Радостным событием в жизни фронтовиков было получение писем из дома. Почту ждали с таким же нетерпением, с каким слушали сообщения о новых победах на фронтах.

(На экране - фотография солдатских писем-треугольников) (Презентация, слайд 12)

Танец "Весточка" (девушка в форме военного почтальона)

Ведущая: - О чём писали на фронт? О жизни в тылу, о труде во имя Победы, о том, как переживают за своих отцов, мужей, братьев.

Один из солдат (Архип): - Послушайте, товарищи! Я получил письмо от дочки, вот, что она пишет: "Здравствуй, папа! Пишет тебе твоя дочь. У нас всё нормально. Как ты? Не ранен ли? А то от тебя всё нет писем. Очень за тебя переживаем и ждём тебя с победой! Люблю, скучаю, обнимаю!"

Другой солдат (Анастасия): - А я получила письмо с родной Украины. Знаете, как у нас там сейчас красиво: вишни цветут, соловьи заливаются! Мама пишет, как ждёт меня домой, как испечёт для меня ароматный хлеб и принесёт свежего молока. Как хорошо, что уже освободили мой любимый край!

(На экране - виды украинских селений) (Презентация, слайды 13-16)

Песня на украинском языке, акапелло (Анастасия)

Ведущий: - Среди бойцов Советской армии-освободительницы были представители разных народов, населяющих необъятную страну. Вместе они делали одно большое, общее дело - громили захватчиков-фашистов. За тысячи километров от суровой, но прекрасной Якутии плечом к плечу сражались якутяне, достойные сыновья своей земли.

(На экране - виды Якутии) (Презентация, слайды 17-21)

Игра на хомусе (Максим)

Ведущая: - В рядах различных войсковых частей и соединений солдаты-якутяне участвовали во всех крупных операциях и сражениях Великой Отечественной войны, прошли славный путь от Москвы до Берлина, от Волги до Эльбы. О чём вспоминали они, оказавшись далеко от родной земли? О том, как прекрасна она, укутанная в снега и скованная льдом, как красива на летней заре, какие прозрачные в Якутии озёра и полноводные реки. Думали о том, какие красивые и грациозные в Якутии девушки, о том, что в родные края уже прилетели стерхи.

(На экране - стерхи) (Презентация, слайды 22-24)

Якутский танец (ансамбль девушек)

Ведущий: - Неувядаемой славой покрыли себя якутские стрелки и снайперы, беспощадно и метко уничтожавшие фашистов. Широко были известны на фронте имена Фёдора Охлопкова, Ивана Кульбертинова, Алексея Миронова, Дмитрия Гуляева, Георгия Фёдорова и других, ставших легендарными снайперов. О подвигах этих бойцов узнавали из газет.

(На экране - фотографии якутских снайперов) (Презентация, слайды 25-31)

Один из солдат (Артём): - Бойцы, послушайте, что пишут о моём земляке в газете "За Родину":

"На днях знатный снайпер нашей части орденоносец Алексей Миронов метким выстрелом уничтожил 102-го гитлеровца. Товарищ Миронов - один из лучших наших снайперов. Якут, опытный охотник, мастер меткого выстрела товарищ Миронов за короткий срок подготовил пять снайперов, которые в общей сложности истребили уже 129 фашистов".

Вот, друзья, какие герои живут у нас в Якутии! И работают, и воюют, и танцуют на славу!

(На экране - виды сельской местности в Якутии) (Презентация, слайды 32-34)

Якутский танец (юноша в гимнастёрке)

Почтальон (Валентина): - Дорогие бойцы! Через полчаса отправляется полевая почта. Заканчивайте свои письма.

(На экране - фотография солдатских писем) (Презентация, слайд 35)

Ведущая: - О чём же были эти письма, называемые солдатскими треугольниками?

I боец (Алексей) читает своё письмо:

"Здравствуйте, дорогие родители! Как вы там живёте?

Сейчас, в дни тяжёлых и трудных боёв с немецким фашизмом, в минуты короткого отдыха, я могу писать о себе коротко. Воюем честно с начала войны. Конечно, тяжеловато и хочется жить, но ничего не поделаешь - война остаётся войной. Смотрю на бойцов: хорошие товарищи, на войне стали мужественнее. Любим друг друга, защищаем друг друга, помогаем друг другу.

Бывают и потери. Низко склоняем головы над павшими товарищами и идём дальше, вперёд, к счастью, к победе.

Простите за откровенность в письме. Ждите меня, и я вернусь, только очень ждите. Ваш сын Алексей".

II боец (Пётр) читает (письмо якутского снайпера Михаила Ядреева):

"Я думаю, много думаю о себе, о моих якутах-товарищах. Зачем говорить слова - делать надо. Слово скажешь - немец не станет мёртвым, а выстрел сделаешь - убьёшь сразу. Вот и думаю, как стрелять лучше, как на тактике перебегать лучше, как винтовку узнать лучше. Потому что воевать надо хорошо якутам, помогать надо русским, белорусам, украинцам, помогать бить немцев".

Ведущая: - И в каждом письме с фронта звучали просьбы ждать и верить.

Звучит фоновая музыка.

Стихотворение "Жди меня" К.Симонова (юноша):

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
- Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(К.Симонов, 1941)

Ведущий: - До победы оставалось недолго. Этот день приближали, как могли. Коренные жители Севера, эвены и эвенки, потомственные охотники, тоже готовились нанести сокрушительный удар по врагу.

Командир снайперов (Антон) обращается к своим товарищам (советы якутского снайпера А.Миронова): - Товарищи снайперы! Зорко наблюдайте! Наблюдайте за противником терпеливо. День, два, если надо, потратьте на это дело. Потом всё окупится. Не пугайте фашистов случайными выстрелами "на авось". Бейте наверняка. Бейте расчётливо, метко, не торопясь.

Эвенский танец (ансамбль юношей)

Звучит команда: "Взвод, стройся! Выступаем!"

Бойцы по команде поднимаются и уходят

Ведущая: - 20 апреля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовского перешли в наступление на берлинском направлении. Начался обстрел Берлина советскими реактивными установками "Катюша".

(На экране – фотографии: продвижение советских войск к Берлину) (Презентация, слайды 36-44)

 Попурри "Песни военных лет" (детский хор)

Часть II. "Мир. Как прекрасен этот мир…"

(На экране - фотография зажжённой свечи) (Презентация, слайд 45)

Ведущая: - День Победы… Всенародный жизнеутверждающий праздник. Только к радости и ликованию всегда в этот день примешивается чувство горечи и сожаления в память о тех, кто не дожил до Победы, пожертвовав жизнью во имя её на полях сражений, в тылу у станка, кто умер, сохраняя человеческое достоинство, в концентрационных лагерях. Вечная память павшим! (15 секунд)

Наши деды и прадеды погибали не зря, ведь благодаря им мы живем свободно и счастливо.

Танец с чоронами (ансамбль девушек и юношей)

Ведущий:

Где б ты ни был, гордись, что ты – Саха,
что речь твоя течет, волнуясь редко,
гордись походкой, что как тень легка,
и танцем вдохновенным наших предков.
Заветом мудрых предков дорожи,
что, выстояв у лютых зим в горниле,
здесь, на земле, не зная слова лжи,
свой род в срединном мире сохранили.
(Иван Мигалкин, современный якутский поэт)

"Олонхо" (фрагмент из якутского эпоса в исполнении девушки в национальном костюме)

Ведущая:

Жизнь – сказка, где идет борьба
Со злом, насилием и болью.
И в ней соседствует всегда
Война и Мир, Цинизм с Любовью.
Любите жизнь, какой дана!
Благословите тех, кто рядом.
Любви и Веры имена
Для вас окажутся наградой! 
(Татьяна Лаврова, современная поэтесса)

Песня "Как прекрасен этот мир" (соло, Наталья)

Ведущий:

Мир соткан из сплошных противоречий.
Соседствуют в нем часто смех и боль,
Добро и зло, любовь и свист картечи.
Живут в нем рядом нищий и король.

И людям не по силам разобраться
Кто прав, кто виноват, найти ответ.
Наверное, писал еще Гораций
О том, что в мире есть и тьма, и свет.

Жара и снег. Потомки и предтечи.
Огонь. Вода. Мгновение и век.
Вселенная полна противоречий,
Из них же состоит и человек.
(Павел Ганжа, современный поэт)

Пантомима "Занавес" (девушка в костюме мима)

Ведущий:

Что такое счастье, кто ответит,
Где рецепт известный и простой?
Отчего смеёмся, словно дети?
В чём души услада и покой?
Счастье – это радость, смех и слёзы,
И любви большой водоворот.
Счастье – это сон, мечты и грёзы,
Взрыв желаний и души полёт.
Счастье, если в вашем доме дети,
Звонкий смех и щебет по утрам.
Счастье – жизнь, где вы за всё в ответе,
Счастье – мир, открытый щедро вам!
(Татьяна Лаврова, современная поэтесса)

Песня "Аист на крыше" в исполнении детского хора

Все участники концерта с шарами в руках выходят на сцену.