Методический материал непрерывной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Виртуальная экскурсия по городу Сургуту» (старший дошкольный возраст 6–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, виртуальная экскурсия, г.Сургут


Пояснительная записка

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Непрерывно образовательная деятельность социально-личностной направленности составлена в соответствии с «Основной образовательной программы ДО МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова»» (утверждена Приказ №207 от 26.08.2015г.), примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г.Юдиной. На непрерывной образовательной деятельности использовались ИКТ-технология, технология ТРИЗ.

План непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть направлена на реализацию общеобразовательной программы, не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10. Вариативная часть реализуется в соответствии со всеми программами и направлена на дополнительное образование с детьми с целью реализации оздоровительного, художественно-эстетического, речевого и познавательного развития воспитанников.

В процессе непрерывной образовательной деятельности происходит интеграция следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Представленный конспект непрерывной образовательной деятельности является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности (занятие разработано на основе предшествующих совместных образовательных деятельностей детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет и воспитателя)
  • Принцип активности (поддержка положительной внутренней мотивации к занимательной деятельности)
  • Принцип доступности (учитывать особенности возраста)
  • Принцип психологической комфортности (занятие проводится в доступной и понятной для детей форме, не перегружая излишними фактами и описанием событий).

В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, которые применяются с учетом возраста и уровня развития ребенка, а так же сложности программного и дидактического материала на основе социо-игровых подходов и интегративной технологии.

В группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет содержание вариативной части не превышает допустимой нагрузки - 30 минут.

Цель: Расширять представления детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) о характерных признаках достопримечательностей города Сургута.

Задачи:

  • Образовательная: формировать всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, умение предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
  • Развивающая: развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
  • Воспитательная: воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи, прививать чувство патриотизма к своей малой Родине.

Решение вышеуказанных задач позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, стимулирует взаимообмен оригинальными идеями, помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей, стимулирует творчески активное самостоятельное мышление, развивает детскую фантазию, которая находит воплощений в игровой, практической и художественной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально–коммуникативное», «художественно-эстетическое», «познавательное развитие», «физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, продуктивная.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Предварительная работа: Чтение произведений о создании города Сургута, о его достопримечательностях. Просмотр презентаций «Мой город Сургут». Работа с лэпбуком «Город моей мечты». Знакомство с правилами дидактической игры «Скажи по другому», разучивание физминутки «Город», знакомство с правилами разгадывания ребусов, использовались элементы ТРИЗ-технологии в свободной деятельности детей во время игр, таких как, «Системный оператор», «Сенсорный ящик», «Что-то часть чего-то» и др.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный.

Материалы и оборудование: проектор, онлайн карта улицы Сургута в 3D изображении, мяч, карточки для дидактических игр, смайлики, мольберт с фото достопримечательностей города Сургута.

Словарная работа: достопримечательность, первопроходцы, князь, воевода, священнослужитель.

Взаимодействие с родителями: изготовление лепбука, консультация «Достопримечательности городов», подготовка презентаций «Вот наша улица, вот наш дом».

Ожидаемые результаты: ребенок знает историю создания своей малой родины, испытывает чувство гордости за то, что родился в городе Сургуте, умеет быть полезным для своей Родины.

Характеристика группы: в группе реализуется рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет. Рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы гимназии «Лаборатория Салахова» на основе ОП ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год, предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет и рассчитана на 40 недель.

Для реализации педагогических условий регионального компонента был разработан проект «Моя родина - Сургут!».

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.

Задачи: расширить знания о жизни людей, живущих в Сургуте, их обычаях, традициях, фольклоре. Воспитывать чувство гордости за свой народ и его культуру.

Для реализации содержания и закрепления знаний детей в группе есть уголок по ознакомлению дошкольников с родным краем.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей подготовительной группы составляет: - 15 занятий по 30 мин., т.е. 7 часов 30 минут. Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе осуществляется в первую половину дня, ежедневно проводится 3 образовательные ситуации, продолжительностью каждая до 30 минут, с перерывами по 8—10 минут.

Развитие речи

  • Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций,
  • Продолжительность и количество НОД – в неделю 1 НОД по 30 мин.

Социальный портрет группы: Количество детей в группе 25. В группе 11 мальчиков и 14 девочек. Анализ этнического состава воспитанников группы: 13 детей - русские, 1 – табасаранец, 4 - из двуязычной семьи, 2 – татары, 1 – киргиз, 4 – украинцы.

Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В группе отмечается сплоченный детский коллектив, установлены дружеские отношения между детьми и взрослыми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные, любознательные. У детей сформированы первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Дошкольники владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умеют решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Родители принимают участие в жизни группы и гимназии, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Ход занятия

1. Вводная часть

Приветствие:

Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Ребята давайте с вами поздороваемся:

Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп
Здравствуйте наши ножки, топ-топ-топ
Здравствуйте наши зубки, щелк-щелк
Здравствуйте губки, чмок-чмок
Здравствуйте дети!
Здравствуйте!

Я приглашаю вас присесть, занимайте место, где вам будет удобно.

Дидактическая игра: «Ребусы»

- Воспитатель обращает внимание детей на ребус, в котором зашифровано название нашего города (Сургут).

- Дети разгадывают ребус, появляется слово Сургут.

2. Постановка детьми цели

«Мозговой штурм»

Воспитатель: - Город Сургут, он какой?

Воспитатель: - Как вы понимаете значение слова - достопримечательность?

- Краткие ответы детей.

- В каких местах нашего города надо побывать, чтобы узнать о его достопримечательностях?

- Ответы детей (пройти по улицам, побывать в музеи, сходить в библиотеку …)

Воспитатель: - У каждой достопримечательности есть своя история, где мы можем познакомиться с историей создания достопримечательностей?

- Ответы детей (в музеи, в библиотеке)

Воспитатель: - Хотелось бы вам сейчас побывать в музее? А как называется наш музей? В какой части города он находится?

- Ответы детей.

Воспитатель: - Было бы хорошо отправиться нам всем вместе на экскурсию в музей нашего города. Как мы можем путешествовать, не выходя из гимназии?

- Дети предлагают варианты путешествий.

Воспитатель соглашается с мнением детей. Хорошо, сейчас занимайте свои места возле экрана, и мы отправимся на виртуальную экскурсию по нашему городу.

- Чтобы узнать историю создания нашего города мы отправимся в музей.

3. Основная часть занятия

Знакомство с историей создания города Сургута. (Метод «Системный анализ»)

1 ребенок (дети подготовлены заранее)

Сургут — один из первых русских городов в Сибири. Основан он в 1594 г. на месте остяцкой крепости. По одной из версий, название города происходит в переводе с диалекта ханты «Сур» (рыба) и «гут» (яма). На этой фотографии наш город только рождается. На территории города разместились - воеводский двор, пороховой погреб, государевы амбары, Троицкая церковь и гостиный двор.

На этой фотографии город только возрождается.

2 ребенок: На этой фотографии город в настоящее время.

Сургут — административный, промышленный и культурный центр Ханты-Мансийского автономного округа. Город находится на берегу реки Обь, в центре Западно-Сибирской равнины, в тайге. Город считается одним из районов Крайнего Севера. Сургут делится условно на три зоны: центральная часть, Старый город и промышленная зона.

Воспитатель: - Ребята, вам нравится наш город? Опишите одним словом, он какой?

- Ответы детей.

- А что украшает наш город, делает его не похожим на другие города.

- Ответы детей (необычная архитектура зданий).

- А каким бы вы хотели видеть наш город в будущем?

- Ответы детей.

- Ребята, давайте сейчас сконструируем необычные здания для нашего города, чтобы он был еще краше.

Художественное конструирование

У детей на столах детали авторского конструктора (задача собрать здание будущего, определить, для какого учреждения это здание можно применить).

Символы городов

Воспитатель: - Ребята, у каждого города, республики, страны есть свои символы. Какие символы вы знаете?

- Ответы детей (герб, флаг, гимн)

- А у нашего города есть герб?

- Ответы детей.

- Посмотрите внимательно на картинки, знаете ли вы, какой герб относится к нашему городу?

- Ответы детей (все три герба символизируют наш город)

- Правильно это символы нашего города в разные времена.

1) Исторический герб города Сургут 1785 г.

Описание герба: "В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в золотом поле чернобурая лисица, в знак изобильной ловли оных в округе сего города". Высочайше пожалован 17 марта 1785 г. Этот герб символизировал наш город, когда Сургут относился к Тобольской губернии.

2) Советский герб города Сургута 1975 г.

В советское время герб представлял собой щит, в верхней части которого на красном фоне серебром дано название города. Остальное поле щита синего цвета, которое в нижней части пересекается серебряной волнообразной линией, делящей основное поле на 2 части. В верхней части основного поля щита изображена снежинка, которую рассекает буровая вышка. Снежинка состоит из элементов национального орнамента, символизирующего принадлежность города к Ханты-Мансийскому автономному округу. Буровая вышка - символ нефтяного края. В нижней части - бегущая лиса - символ тайги, элемент старого герба. Автор проекта герба - В.Н.Горда.

3) В настоящее время герб города Сургута.

Геральдическое описание: В золотом поле - черная с серебряным концом хвоста лисица, идущая по лазоревой земле. Утвержден, 20 ноября 2003 года.

- Ответы детей (подробное описание элементов герба)

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте, пройдем по улицам нашего города. Посмотрим, какие еще достопримечательности есть в нашем городе.

Физминутка

«Город»

Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)

Достопримечательности города

Воспитатель: Продолжаем виртуальную экскурсию по нашему городу. (Просмотр презентации «Памятники нашего города»)

Воспитатель: - Ребята, что мы видим на этом слайде?

- Ответы детей (памятник Первопроходцам).

Воспитатель: - Композиция символична: олицетворение идей государственности - князь, воевода, священнослужитель.

Воспитатель знакомит детей с профессиями на основе дидактической игры «Найди пару» (работа в парах). Игра Синквей.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете кто такой князь, воевода, священнослужитель?

- Ответы детей (это название профессий)

Воспитатель: - Как называются их профессии в настоящее время?

- Ответы детей (князь - глава государства, воевода - воинский начальник, священнослужитель - служитель церкви).

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Найди пару» название профессии в прошедшем и настоящем времени. Перед вами задача, соединить картинки парами, кем работает извозчик в настоящее время, купец, стражник и т.д.

Воспитатель: - Мы продолжаем путешествие, какую достопримечательность нашего города мы видим на этом слайде?

- Ответы детей (памятник А.С.Пушкину)

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а где расположен памятник А.С.Пушкину?

- Ответы детей (рядом с центральной городской библиотекой)

Воспитатель: - С какими достопримечательностями города может нас познакомить библиотека?

- Ответы детей (в библиотеках живут книги, которые хранят истории).

Писатели Округа

Воспитатель: - Люди, каких профессий пишут книги.

- Ответы детей.

Воспитатель: - А в нашем округе живут писатели? Кого из писателей Югры знаете вы?

Подготовленные дети выходят с карточками, на которых изображены портреты детских писателей Югры, и знакомят ребят с краткой биографией писателей.

Воспитатель: - О чем же пишут поэты и писатели Севера?

- Ответы детей.

Воспитатель: - Несомненно, о своей земле, о родной природе. Из каждой вещи, которая окружает их, они извлекают музыку, красоту, первозданность. В их произведениях целый мир, край, жизнь.

- Стихотворение читает ребенок.

Добро пожаловать в Сургут

Автор: Леонид Гайкевич

Добро пожаловать в Сургут,
Раскрыл свои объятья город.
И в летний зной, и в зимний холод
Гостей здесь с хлебом-солью ждут.
 Добро пожаловать в Сургут,
Своим друзьям всегда мы рады.
Наш праздник будет всем наградой
За честный и нелёгкий труд.
 Расцвёл над городом салют.
Гостей у трапа провожая, 
Мы скажем, искренне желая: 
«Добро пожаловать в Сургут!».

Вот такие замечательные строки поэт посвятил нашему городу. А сейчас ребята, давайте поиграем, игра называется «Какой наш город?» («синквейн» с мячиком). Дети встают в круг, бросая друг другу мячик, называют слова.

Первый ребенок, поймав мяч, произносит одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Второй – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третий – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертый – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

Пятый – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

- Город.
- Красивый, большой
- Светится, шумит, строится
- Я люблю свой город
- Город будущего.

Воспитатель: Да, ребята, наш город молодой, красивый. Люди разных национальностей живут в нашем городе в мире и согласии. Мы любим свою маленькую родину.

Воспитатель: - Как мы можем сохранить красоту нашего города для будущего поколения? Что мы можем сделать, чтобы наш город всегда оставался чистым и красивым?

- Ответы детей.

Воспитатель - Ребята наша виртуальная экскурсия подошла к концу, сегодня мы узнали много нового и интересного.

Я предлагаю вам смайликами (на мольберте) отметить на карте нашего города те места, которые больше всего понравились и запомнились.

4. Подведение итога занятия

Воспитатель: Ребята, хотите рассказать своим родителям о сегодняшнем нашем путешествии.

- Ответы детей.

Воспитатель: Но им, наверное, было бы интереснее не только услышать его, но и увидеть, где мы были. Как же это сделать?

Ответы детей. (сфотографировать, нарисовать)

Воспитатель: Отличная идея!

Самостоятельная деятельность детей

Дети в свободное время делают зарисовки экскурсии.

Приложение

Список литературы

  1. «Сказки народов Севера» //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
  3. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
  4. «Антология северной сказки» Журнал «Северные просторы, № 6, 1989, стр.17.
  5. «Звездные мгновения Арктики» Пасецкий В. М. СПб., 1995
  6. Изображение герба из книги Н.О.Миронова "Каталог современных гербов городов стран содружества на значках", Минск, 1995г; предоставленное В.Марковым (Санкт-Петербург).
  7. Материалы статьи О.Рево в журнале "Наука и жизнь" №6, 1978
  8. Материалы Тюменской региональной интернет-газеты ВСЛУХ.РУ
  9. Интернет-ресурсы:
    1. http://www.gorod-surgut.info
    2. Source: https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/97-stikhi-pro-gorod-surgut.htm