Жизнь крестьянской семьи Сибири с XVII до начала XX века протекала очень упорядоченно, без каких-либо серьезных изменений. Она зависела от многих показателей: климатических условий, деревенской общины, количества пахотной земли, от коренных народов, проживающих по соседству.
На начальных этапах освоения Сибири значимость большой «отцовской» или «братской» семьи была высока. Это объяснялось экономической необходимостью связанной с освоением новых земель, приспособлением к новым условиям жизни.
Однако позже стала доминировать малая, нуклеарная семья. В 1703 и 1705 годах среди отмеченных документально 1199 семей неразделенные составляли немногим более трети, остальные были малыми. Архивные документы выявляют доминирование малой семьи в Западной Сибири. Небольшие размеры объясняются постоянным дроблением хозяйств.
Родственники предпочитали жить близко друг к другу. Иногда представители одной семьи образовывали деревню, и позднее она называлась по их фамилии. Для примера возьмем населенные пункты Кемеровской области: село Титово Промышленновского района (основали переселенцы Титовы), село Третьяково Тисульского района ( основана переселенцами Третьяковыми), деревня Пинигино Топкинского района (основали Григорий и Степан Пинигины).
Среди крестьян старожилов дореволюционной Сибири было распространено уважение и взаимоподдержка среди всех родственников. Собирались одной большой семьей и на свадьбу, и для проводов покойника в последний путь. Большим авторитетом в семье пользовались, помимо отца и матери, старшие родственники.
На престиже родителей строились все отношения в семье. От родительского благословления зависела вся дальнейшая жизнь. Существовали и особые случаи, когда без одобрения старших в семье, было нельзя: перед свадьбой, долгой дорогой, началом нового дела. Отец на свое усмотрение мог решить вопрос, и никто в семье даже и не думал ему перечить. В судебном иске жителя Балахтинской волости Василия Евдокимовича Бутенко говорится, что «много сварливости перенес за свою жизнь…от отца, но терпел, потому что он, как родитель, имел на это право». (1) В сознании крестьян того времени это воспринималось нормой поведения, а не насилием.
Одним из самых важных шагов в жизни человека является создание семьи. К вступлению в брак относились очень ответственно: это было один раз и на всю жизнь. Существовала поговорка, которая раскрывала суть жизни человека. «К двадцати годам не умен, к тридцати не женат, к сорока не богат – всю жизнь так»! Наиболее верную оценку согласования интересов родителей и детей дал знаток сибирского быта этнограф Н.С. Щукин. Он писал в 1860-х гг.: «В деревне знают, за какой девкой ухаживает парень, а потому женят его на ком надобно» (4). Брачный возраст девушек наступал в 16–17 лет, парней – в 18–20лет.
Когда в семье появлялся ребенок, это всегда было радостью. «При выборе имени, – пишет И.Я. Неклепаев о крестьянах старожилах, – стараются давать имена отца или деда – мальчикам, чтобы ребенок, когда вырастет, мог помнить свой род и чтобы в один день быть именинником отцу и сыну. Вообще боле норовят давать имена своих родственников, чтобы эти имена переходили из рода в род и не забывались в нисходящем потомстве» (4)
Брачная пара без детей не считалась полноценной. Если не было своих, они стремились взять на воспитание сироту или ребенка из многодетной семьи. Ребенка с малых лет начинали приобщать к вековому опыту ведения крестьянского хозяйства. Сначала это были сказки и потешки о работе, недопустимости лени и безделья. Дети с раннего возраста присутствовали на всех работах и выполняли посильные действия. Позже в своих играх, имитируя хозяйственную деятельность, они закрепляли навыки. С 8-9 лет уже активно привлекались к труду.
Девочки помогали матери в работах по дому, учились шить, прясть, присматривали за младшими детьми и ухаживали за скотом. Мальчики также ухаживали за животными, помогали отцу чинить хозяйственную утварь, во время сельскохозяйственной страды были погонщиками лошадей. Любимым занятием мальчиков подросткового возраста в Енисейской губернии был охотничий промысел: на пушных зверей и птиц.
Встает вопрос, а была ли это вынужденная необходимость привлекать детей к труду или это был своеобразный педагогический прием. Сейчас эта традиция, к сожалению, во многих современных семьях потеряна, а в то время многопрофильное крестьянское хозяйство требовало привлечения любых рабочих рук. Ребенок с детства знал и понимал ценность труда. Участие в этом педагогическом процессе воспитания подрастающего поколения принимали все: и дедушки с бабушками, и родители, и старшие братья и сестры.
Овладение навыками любой крестьянской работы и последующая женитьба являла собой конечный процесс подготовки к самостоятельной жизни. «Я умею шить и мыть, вышивать и гладить. Я умею ворожить, от нароков ладить», – пели девушки в Иркутской губернии. Те, кто ничего не умел, подвергались постоянным насмешкам окружающих. «Трем свиньям щей не разольет»– такая народная молва была о неумехе.
Впоследствии, во взрослой жизни все навыки, приобретенные в детском возрасте, оказывались нужными. Таким образом, крестьянская семья в Сибири являлась носителем всей необходимой для дальнейшей жизни информации, транслировала через века устойчивые семейные ценности будущим поколениям.
Список литературы
- Андрюсев Б.Е. Мир сибирской семьи.http://myaltai.ru/history/mir-sibiri-semya (дата обращения: 29.02.2020)
- История Кузбасса: учебник [Текст: непосредственный]/ С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др.; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2014 – 368 с.
- Люцидарская А. А. Старожилы Сибири. Историко –этнографические очерки начало XVII – начало XVIII в. Автореферат. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000316677/ (дата обращения:29.02.2020)
- https://studbooks.net/1074780/kulturologiya/osobennosti_kultury_byta_krestyanskoy_semi_sibiri (дата обращения: 29.02.2020)