Ключевые слова: организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; расширение и уточнение представлений детей о свойствах и признаках объектов окружающего мира; овладение детьми различными методами познания.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Воздух-невидимка».
Цель: создание социальной ситуации развития ребёнка в процессе поисково - исследовательской деятельности «Где спрятался воздух?».
Задачи:
- способствовать формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве);
- способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослым;
- способствовать овладению различными методами познания: экспериментированием, установлением причинно-следственных связей, анализом результатов;
- поддерживать проявление инициативы, сообразительности, любознательности и самостоятельности ребёнка.
Оборудование: Стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей), сахар рафинад (по 3-5 кусочков на каждого ребёнка), сахарница, салфетки бумажные (красные, жёлтые, синие), игровой персонаж – Незнайка, большая корзина, воздушные шарики (красные, жёлтые, синие).
Ход занятия
Вводная часть (организационный и мотивационный моменты)
В группу заходит Незнайка с корзиной в руках. Он обращается к детям с просьбой о помощи. Воздушный шар, на котором он путешествовал со своими друзьями, потерпел аварию. Для его починки требуются большие запасы воздуха. Незнайка не знает, где ему искать воздух. Кто может помочь Незнайке и его друзьям? Дети высказывают своё мнение, озвучивают предположения.
Делаем умозаключение: чтобы набрать воздух, его необходимо обнаружить (найти).
Основная часть
Педагог ставит перед детьми задачу: узнать, где в группе находится воздух. Дети свободно передвигаются по группе в поисках воздуха, высказывают и проверяют свои предположения (воздух внутри резиновых игрушек, в пустых флаконах … обнаруживается путём выпуска воздушной струи через нажатие на предмет).
Незнайка действует заодно с детьми, он подходит к столу и обращает внимание на предмет – сахарницу. Просит детей, объяснить, что это такое (указывает на сахарницу, находящуюся на столе, тут же расположены стаканы с водой по числу детей). Дети объясняют, что это сахарница, в ней хранят сахар. Педагог уточняет у ребят, сколько кусочков в сахарнице? (Много). Предлагает взять всем по одному кусочку. Какой формы кусочек сахара? На какую геометрическую форму похож кусочек? Ребята обследуют, ощупывают, рассматривают кусочек сахара, высказывают свои предположения. (На куб).
Незнайка интересуется, а есть ли в сахаре воздух? Выслушивает мнения детей.
Педагог предлагает опустить кусочек сахара в воду. Ребята опускают кубики сахара в воду и наблюдают за происходящим. Делятся своими наблюдениями. Что происходит? Куда исчезает сахар? (Сахар растворяется). Откуда появились пузырьки? Незнайка спрашивает, а дети размышляют. Педагог подводит детей к выводу, что пузырьки - это воздух. Воздух легче воды и он поднимается на поверхность в виде пузырьков.
Делаем умозаключение: в кубиках сахара есть воздух.
Незнайка узнал, что в кусочках сахара есть воздух, а внутри нас есть воздух?
Как убедиться в наличии воздуха внутри нас? Дети высказывают свои предположения.
Педагог предлагает взять всем по одной трубочке и дунуть в неё, подставив ладошку. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Дети высказывают свои мысли.
Вывод: ветерок – это воздух, который мы выдыхаем; воздух находится внутри нас.
Педагог приглашает Незнайку поиграть вместе с ребятами в игру «Озорные пузырьки».
Игроки опускают трубочки в стакан с водой и с силой выдыхают воздух. Что происходит? Откуда появились пузырьки и куда они исчезли? У кого в стакане больше пузырьков? В чьём стакане пузырьки играют дольше? Мнения детей.
Делаем умозаключение: из трубочки выходит воздух, находящийся внутри нас, воздух лёгкий, он поднимается через воду вверх, когда воздух весь выходит, пузырьки исчезают.
Незнайке очень понравилось играть с ребятами, и он готов к новой игре: «Кто первый?»
Возникает проблема: для игры требуются бумажные шарики, но их нет, а есть только салфетки. Как быть? Дети предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.
Педагог подводит детей к решению – самостоятельно сделать шарики для игры из бумажных салфеток.
Ребята разными способами самостоятельно скатывают шарики из бумажных салфеток. По ходу действий Незнайка задаёт вопросы. У кого красная, жёлтая, синяя салфетки? Сколько салфеток красного, синего, зелёного, жёлтого цвета? На какую геометрическую форму похожа салфетка? Сколько шариков получилось у каждого из вас? У кого самый большой, маленький шарик? Ребята рассматривают свои салфетки (шарики), сравнивают их цвет, форму, размер считают.
Игра проводится в парах. Игроки располагаются по обе стороны от стола, делают глубокий вдох и с силой выдыхают воздух в трубочку, направляя струю воздуха на бумажные шарики. Побеждает тот игрок, кто первым переместит свой шарик на мишень, расположенную в центре стола. Педагог уточняет у Незнайки и детей, чем мы передвигали шарик? Ногами? Руками? А чем?
Делаем умозаключение: с помощью воздушной струи можно перемещать предметы.
Заключительная часть
Незнайка отлично поиграл, но ему пора возвращаться к товарищам. А его корзина по-прежнему пустая. Он так и не сумел пополнить запасы воздуха для продолжения путешествия. Педагог обращает внимание ребят на то, что корзина может только на первый взгляд казаться пустой. Дети обследуют корзину и находят в ней мешочек с воздушными шариками (они не надуты и спрятаны на дне корзины). Что это? Сколько шариков? У кого красный, синий, жёлтый шарики? Сколько красных, синих шариков? Дети рассматривают, сравнивают, считают. Можно спрятать шарик в руках? Дети пытаются спрятать шарики в ладошках, в кулачках. А что нужно сделать с шариком, чтобы он стал большим, упругим, круглым? Дети думают, пытаются надуть воздушные шарики. Что получилось? Что находится внутри шарика? Откуда там взялся воздух? Детские высказывания.
Делаем умозаключение: внутри шарика находится воздух, который мы выдыхали; таким способом Незнайка может доставить «запасы» воздуха своим друзьям.
Ребята складывают шарики в корзинку. Прощаются с Незнайкой.
Литература:
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
- Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 10-19.