Сценарий мастер-класса на тему «Проектно-исследовательская деятельность»

Разделы: Мастер-класс, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность


Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать на нашем мастер-классе.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.

Позвольте представить вам тему мастер-класса «Проектно-исследовательская деятельность в школе».

В теме «Проектно-исследовательская деятельность» скрываются два понятия "Проект" и "Исследование", которые тесно переплетаются друг с другом.

(Слайд) Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. (Слайд, щелчок)

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
(Слайд)

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исследование – это лишь этап проектной работы. (Слайд)

ЦЕЛЬ мастер-класса: рассмотреть особенности реализации проектно-исследовательской деятельности. (Слайд)

Задачи мастер-классa:

  • рассмотреть структуру проектной деятельности
  • выделить наиболее эффективные приемы создания проекта
  • выработать практический выход проекта

Особенностями мастер-класса – показать основные формы и приемы работы, применяемые в нашей школе в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности.

Я предлагаю провести наш мастер-класс по следующему плану: (Слайд)

1. Подготовительная, информационная работа.

2. Практическая работа.

3. Завершающая часть, рефлексия мастер-класса.

Вам было предложено разделится на 2 группы. Каждая группа в процессе мастер-класса должна получить свой проект.

В рамках подготовительно-информационной работы следует выделить структуру проекта. Для этого выполним задание на приведение в соответствие основных этапов и компонентов. Предлагаю взять карточки белого цвета и стрелками соотнести понятие и определение.

Время 1 минута.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Определение проблемы и темы исследования
Формулирование цели
Выдвижение гипотезы
Определение объекта и предмета исследования

Основной (этап сбора данных)

Сбор данных и контроль в соответствии с программой исследования

Заключительный

Анализ полученной информации.
Изложение результатов исследования

Проверка по (Слайду)

Рассмотрев понятие проекта, выработав его структуру, предлагаю нам вместе составить краткосрочный учебный проект.

Создание проекта подразумевает 3 этапа

1 ЭТАП: Подготовительный

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)

3 ЭТАП: Заключительный

1 ЭТАП: Подготовительный (Слайд)

1) Определение проблемы и темы исследования.

- Для того чтобы выявить проблему и сформулировать тему, предлагаю просмотреть видеофрагмент.

- Внимание на экран… ВИДЕО!!! (щелчок в центре слайда)

- Поделитесь своими мыслями по поводу проблемы (варианты участников)

- Верно, затронута проблема экологии окружающей среды.

Все это говорит о том, что главной задачей всего человечества является охрана окружающей среды - нашего с вами завтра. Сформулируйте тему проекта, тема должна быть проблемной.

Как сохранить…. (выслушать ответы и продолжить своё завтра.)

Каждая группа сформулирует тему проекта и запишет на отведенном листе

Тема проекта - ...................

- Назовите темы своих проектов....... (Слайд)

- Определились с темой, следующий этап: формулирование цели и задач исследования.

2) Одним из заданий по постановке цели предлагаю упражнение «закончи предложение».

Цель проекта - исследовать…..

Цель проекта - исследовать проблему загрязнения окружающей среды) (Слайд)

Задачи:

  • Изучить….. (Изучить проблему загрязнения окружающей среды)
  • Рассмотреть… (Рассмотреть проблему загрязнения окружающей среды) Создать... (продукт, памятку, брошюру, макет, )

Задачи проекта:

  • Изучить...
  • Рассмотреть…
  • Создать...

(Слайд)

3) Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения.

Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. Посмотрите на (Слайд) и сформулируйте.

Гипотеза: если......., то.................

Гипотеза: если принять меры по охране окружающей среды, то экологическая обстановка вокруг нас улучшится.

1. Для определения следующего компонента вам нужно отгадать загадки и объединить отгадки одним понятием. (объект)

Объект ......................

Отгадайте загадки.

Объедините отгадки одним понятием. (Если определили: ПРИРОДА, окружающая среда)

Замените близким по значению словосочетанием (синонимом). (Слайд по отгадке каждый раз щелчок)

1.

Ты без него не сможешь жить, ни есть, ни пить, не говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не можешь ты огня. (Воздух)

2.

Бегу я как по лесенке по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручей)

3.

В синей чаше алый мяч,
Он и светел и горяч. (Солнце в небе)

4.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица. (Земля)

Итак, объектом исследования является окружающая среда (Слайд)

5) Из слов следующей песни мы определим Предмет нашего исследования (охрана окружающей среды)

Предмет...............

(Слайд)

Таким образом, выделив структурные элементы проекта, переходим ко 2 и 3 этапу сбору данных и контролю в соответствии с программой исследования и анализу полученной информации.

Предлагаю остановиться на следующих методах исследования, сегодня у нас есть возможность остановиться на 2.

2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных) (Слайд)

1. Теоретический анализ литературы.

Для того чтобы провести анализ литературы, поработаем с текстом , который лежит у вас на столах. Ваша задача: прочитать текст, подчеркнуть проблемы, определить главную мысль (природа в опасности) (Слайд)

Охрана природы

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели. Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай возделываемых растений.
Особенно сильные изменения произошли вокруг городов и возникавших промышленных центров. Воздух здесь стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а также появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья. На месте когда-то бывших лугов появились болота и кочки.
Главная мысль_____________________

Таким образом, пришли к выводу, что природа действительно находится в опасности. Для того, чтобы выяснить какие меры по охране окружающей среды осуществляются, чтобы экологическая обстановка вокруг нас улучшилась, можно провести социологический опрос.

Обратите внимание на (Слайд)

1. Соцопрос

Примерные вопросы:

- Отчего загрязняется окружающая среда?

- Нужна ли природе помощь человека?

- Почему мы говорим, что природа в опасности?

- Как вы понимаете пословицу «Судьба природы – наша судьба».

Итоги соцопроса позволят нам сделать вывод о том, что большинство людей заинтересованы в охране окружающей среды. Каждый из них осознает, что судьба природы в его руках.

2. А мы сегодня с вами вместо опроса попробуем оценить действия человека по фото из печатного издания. Рассмотрим фото и поместим их под сигналами: зелёный – положительное влияние человека на природу, красный – отрицательное влияние человека на природу.

Зеленый

Красный

- Загрязнение воды заводами, фабриками.

- Мусор в лесу.

- Костры в лесу.

- Очистительные фильтры на трубах.

- Посадка деревьев, цветов.

- Уборка мусора.

(Слайд)

Вывод

- Чем бы вы могли помочь природе?

Человек загрязняет окружающую среду, истребляет животных и растения, необдуманно совершает такие поступки, о последствии которых ему долгое время приходится жалеть. Нужна ещё и экология души.

3 ЭТАП: Заключительный

По итогам проекта можно подготовить презентацию и практический выход.

Предлагаю сегодня изготовить эмблему нашего проекта - это будет итогом нашей работы.

Найдите шаблоны предметов в конвертах (Земля, люди, цветок, бабочка, Солнце, листок, высказывание.)

Изготовление в группах эмблемы.

Просмотреть и вывесить все 2 проекта. Защита проектов.


Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Рефлексия

Прошу вас продолжить фразу: Почему я здесь?

Я здесь потому, что...

Варианты ответа:

  • «...хочу познакомиться с коллегами, работающими по той же проблеме, что и я»
  • «...по требованию администрации школы»
  • «...хочу повысить свое профессиональное мастерство»
  • «...хочу...»

Закончить свой мастер-класс хотелось бы притчей.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду –- плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Ведь если говорить в целом - проектно-исследовательская деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы cтроим нашу лодку, т.е. создаем проект.

Очень важно научиться договариваться на берегу, а не тогда, когда лодка поплывет.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектно-исследовательской деятельностью, поможет использовать данную деятельность в вашей работе. Успехов вам! Спасибо за внимание.