Двигательная активность

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольное образование, программа Мозаики


Наше СП является пилотной площадкой по апробации Программы «Мозаики» в группах раннего возраста. Нами была изучена данная программа. В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед педагогами, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирования у них представления о здоровом образе жизни, потребности в двигательной активности.

Кроме того ранний детский возраст –  это время, когда через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Дети этого возраста подвижны и любознательны, они продолжают осваивать окружающий предметный мир, начинают осваивать мир социальный. В этот период начинает происходить овладение социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через предметные и игровые отношения со сверстниками.

Двигательная активность стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Мы разработали модель двигательного режима детей в группе раннего возраста:

Вид занятий и формы двигательной активности Особенности организации

I раздел Физкультурно-оздоровительный

  • Утренняя гимнастика
  • Физминутка
  • Подвижные игры и физические упражнения во время прогулки
  • Гимнастика после сна
  1. Ежедневно (5 мин.)
  2. Ежедневно по мере необходимости во время занятий (3 мин.)
  3. Ежедневно (30 мин.)
  4. Ежедневно (3–5 мин.)

II раздел Двигательная деятельность

  • По физической культуре
  • Самостоятельная двигательная активность под руководством воспитателя
  • Физкультурный досуг
  1. 2 раза в неделю
  2. Ежедневно, зависит от индивидуальных особенностей
  3. 1 раз в месяц (10 мин.)

III раздел Совместная работа ДОУ и семьи

  • Рекомендации инструктора по физической культуре и воспитателя по выполнению режимных моментов
  1. Ежедневно по мере необходимости

В течение всего дня и я, и педагоги развивают двигательную активность через игровую деятельность.

Подвижные игры, игровые упражнения, преимущественно связанные с ходьбой и бегом: «Идите (бегите) ко мне», «К куклам (мишке) в гости», «Собери колечки», «Догони меня», «Догони собачку», «Догони мяч (обруч)», «Принеси мяч», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Пройди через ручеек», «Пройди по тропинке», «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Кто тише», «Поезд», «Воробышки и автомобиль», «Автомобиль», «Курочка-хохлатка», «Жуки» и др. Игры с подлезанием, ползанием: «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Перелезь через бревно», «Будь осторожен», «Котята», «Мишки идут по дороге», «Обезьянки» и др.

Игры с катанием, бросанием, ловлей: «Скати с горочки», «Попади в воротца», «Передай мяч», Брось мяч», «Лови мяч», «Мяч в кругу», «Попади в корзину», «Сбей кеглю», «Целься вернее», «Кто дальше».

Игры с подпрыгиванием, прыжками: «Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Попрыгай как мячик», «Пробеги- подпрыгни», «Поймай комара», «Через ручеек», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Мой веселый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Птички в гнездышках».

Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит?», «Найди предмет (мишку, зайку)».

Игры с пением и разнообразными движениями: «Заинька», «Поезд», «Флажок». Народные игры, забавы: «Прятки», «Жмурки».

Деятельность педагога должна быть направлена на достижение единства воспитательных, обучающих и развивающих задач в течение всего дня: в процессе совместной деятельности с детьми, в самостоятельной детской деятельности, в процессе взаимодействия с родителями.

Список литературы:

  • Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика».
  • Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. Методические рекомендации к основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика».
  • Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст. – М.: Владос, 2000.
  • Мещерякова С., Галигузова Л. – Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года.
  • Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги».
  • Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».