Конспект урока технологии. Тема: "Народные промыслы. Работа с текстильными материалами (аппликация)". 2-й класс УМК «Школа России»

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: УМК «Школа России», аппликация, аппликация Матрешка


Изделие: Матрешка.

Цель урока: учить выполнять аппликацию матрешки из разнообразных текстильных материалов.

Задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,
  • усвоить последовательность изготовления матрешки,
  • уметь работать с шаблонами,
  • составлять аппликацию из ткани.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к результатам труда мастеров.

Оборудование: Для учителя: компьютер, проектор, картинки с изображением матрешки. Готовый образец изделия «Матрешка».

Для учеников: ткань (хлопчатобумажная, плотная), булавки, белый картон, ножницы, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверим, все ли у нас готово к уроку? Слайд «Подготовка рабочего места», где изображены необходимые материалы и инструменты к уроку.

2. Определение темы и постановка цели урока

- С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с народными промыслами, а о ком мы
будем говорить, вы узнаете из загадки:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ...

Ответ: Матрешка

- Правильно, ребята, Русская деревянная кукла-матрешка родилась в конце XIX века в Сергиевском посаде (ныне город Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

Матрёшка - символ России, деревянная куколка с секретом. Обычно в матрёшках помещали по 10 предметов. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме.

-А что вы знаете о матрешках? (Предварительно ученики самостоятельно готовили сообщения по данной теме).

- Ребята, а теперь постарайтесь ответить на мои вопросы:

1. Откуда пришла к нам эта красавица? (Из Японии, куклу звали Фукурума, это был добродушный, узкоглазый старичок, - японское божество долголетия и счастья).

2. Назовите главный секрет Матрешки? (Это кукла с сюрпризом).

3. Из какого материала делают Матрешек? (Из дерева).

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления Матрешек, почему? (Это береза и липа, древесина у них мягкая и легкая).

5. Каких Матрешек вы знаете? (Полхов-майданскую, Сергиево0посадскую, Семеновскую).

6. А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по-разному).

Сегодня мы будем выполнять аппликацию.

- Ребята, а что такое аппликация? (Изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).

- Какие материалы можно использовать для аппликаций? (Аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани).

- Какие виды тканей вы знаете? (Шелк, шерсть, ситец и т.д.)

- Из чего делают ткани? (Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества).

Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева, но мы будем делать её необычным способом и из непривычного материала.

Готовый образец изделия прикреплён на доску. Сформулируйте тему и цель нашего урока.

3. Проблемный анализ образца

Посмотрите на изделие, что изображено? В какой технике оно выполнено? Какие материалы использованы? Какой материал будем использовать для изготовления основы матрешки? (Картон), для одежды (кусочки яркой ткани). Сколько деталей? Что входит в наряд Матрешки? - Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы, портновские булавки).

Повторим ТБ при работе с острыми предметами.

В каком порядке будем выполнять изделие. Рассмотрите.

Шаг 1. Обводим шаблон (на простой листок бумаги). Можно придумать свою форму матрёшки.

Шаг 2 . Вырезаем шаблон матрёшки из бумаги.

Шаг 3. Переведём шаблон матрёшки на картон. Это основа матрешки. Вырежем заготовку из картона.

Шаг 4. Переведём шаблон матрёшки на ткань. Положим ткань лицевой стороной вниз, шаблон закрепим булавками на ткани. Помните, что булавки нужно закреплять в направлении от себя! С помощью кусочка мыла (портновского мелка, простого карандаша) переведём шаблон на ткань.

Шаг 5. Вырежем из шаблона косынку матрёшки. Переведём её на другую ткань.

Шаг 6. Заготовка для лица. Для этого вырежем из бумажного шаблона нужную деталь  и переведём её на белый картон. Вырезаем и рисуем лицо матрёшки.

Шаг 7. Приклеиваем все заготовки из ткани к основе из картона клеем ПВА.

Шаг 8. Оформим костюм матрёшки цветами, вырезанными из ткани.

Шаг 9. Приклеиваем заготовку лица матрёшки. Вот матрёшка и готова!

Алгоритм работы:

1. По шаблону вырежи из картона фигуру матрешки.

2. По шаблону вырежи из ткани детали костюма матрешки и приклей их к основе.

3. По шаблону вырежи из бумаги голову матрешки и приклей её к основе.

4. По шаблону вырежи из бумаги круг, нарисуй лицо и приклей его к основе.

5. Укрась матрешку.

4. Практическая работа

- А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации. Опорой выполнения вашей работы будет алгоритм и схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей.

Подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку и выполните изделие согласно составленному плану.

В конце урока делаем выставку готовых изделий.

5. Подведение итогов и оценка работы

- Что было сложным при выполнении изделия?

- Какой этап урока вам показался самым интересным? Почему?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

6. Уборка рабочего места