Задачи:
- закреплять знания детей о природе;
- различать объекты живой и неживой природы, рукотворного мира;
- сформировать представление об изменении в живой природе в связи со сменой времени года, и о неразрывной связи человека с природой;
- показать связь природных компонентов;
- развивать экологическое мышление, внимание, память;
- применять знания в практике речевого общения;
- формировать приемы целенаправленного зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, улучшение зрительно-двигательной координации;
- воспитывать любовь к природе, желание быть её защитниками.
Ход занятия
Дети водят хоровод:
«Кто березку причесал? – ветер.
Кто красавицу умыл? – дождик.
Кто ей зеркало принес? – речка.
Кто согрел и обласкал? - солнце».
- Дети, кто березку причесал?
- Ветер!
- Ветер – это хорошо или плохо?
Игра «Плохой-хороший ветер»
- Ветер – это движущийся воздух. Березка помогает очистить воздух?
Игровое задание «Заштрихуй предметы, которые загрязняют воздух»
- Дети, кто красавицу умыл?
- Дождик!
- Нужна вода нашей березке? Зачем? Да, березка живая, докажите.
- Она дышит, питается, размножается, растет.
Игра «Живое-неживое»
(поднимаю красный флажок – называйте объект неживой природы, зеленый – объекты живой природы)
- Если мы из березки сделаем стол - это природа?
- Нет, это сделали руки человека.
Игра «Природное – рукотворное»
(вношу волшебную коробочку, дети на ощупь определяют предмет природного или рукотворного мира)
- Дети, кто ей зеркало принес?
- Речка!
- Ребята, чего больше на земле: воды или суши?
- Воды!
- Мы должны беречь реки, озера, моря и не загрязнять их!
Игра «Отгадай загадку»
Вот пришел старик к синему морю, закинул невод, поймал рыбку не золотую, а нефтяную. Взмолилась рыбка: «Помоги, старче! Загрязняют суда наше море, нет нам покоя на его просторах!»
Как поступит старик?
- Отпустит рыбку и уйдет во свояси
- Возьмет домой в аквариум
- Вызовет суда «морские дворники
Кот Базилио и лиса Алиса соревновались в метании камней в реку. Увидел их Буратино.
Как он поступит?
- Уйдет
- Присоединится к соревнованию
- Остановит их
Дуремар сделал Тортилле деловое предложение: «Я построю на берегу твоего пруда фабрику по производству бумаги и каждый год буду платить тебе 100 золотых». Задумалась черепаха.
Какое решение ей принять?
- Взять деньги
- Отказаться от строительства фабрики
Физминутка
«Ручеек, речка, море, океан»
Из недр земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший в миг.
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут.
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет.
Ну а потом их примет сам
Необозримый океан.
- Ребята, кто согрел и обласкал березку?
- Солнце!
- Почему мы говорим, что солнце – главное в природе? Почему березка сбросила листья? А если бы она их оставила? Солнце не греет – березка спит.
Игровое упражнение «Цепочка»
(солнце, ручьи, береза, насекомые, птицы, звери)
- Всем хорошо, когда светит и греет солнце. И человеку тоже. Что березка дала человеку?
Рассматриваем таблицу «Природа и человек»
- Рассмотри картинки. Что они обозначают? Расскажи, какую пользу человеку дает природа. Что можно добавить к этому рисунку? Раскрась.
- Споем нашей березке песню!
«Кто березку увидал? – дети.
По кудрявой собрались – дети.
И заводят хоровод – дети.
Про березоньку поют дети.И заслушался, притих – ветер.
В тучках-лодочках уплыл – дождик.
И не движется в кустах речка.
И с улыбкою глядит солнце».
- И природа радуется вместе с детьми, будем ее беречь и охранять!
Игровое упражнение «Экологические знаки»
- Что изображено на листе? Объясни значение каждого знака. Каких знаков здесь не хватает? Раскрась. Придумай и нарисуй новый экологический знак в пустом круге.
(дети дорисовывают недостающий знак – костер)
Спасибо!