Цель: Дать представление о восстании, которое произошло в Петербурге 14 декабре 1825 года и его последствиях для России.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить значение восстания на Сенатской площади;
- проанализировать, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;
- выяснить ошибки декабристов; проследить ход восстания.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию познавательных способностей; продолжать развивать навыки устной и письменной речи (выделение нужных материалов из текста, подчеркивание ключевых слов, составление полных и развернутых, требующих аргументации ответов);
- развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
Воспитательные:сформировать чувство глубокого уважения к мужеству людей, вставших на защиту угнетенного и обездоленного народа.
Основные знания
- Присяга — клятва в верности новому императору;
- декабристы — члены тайного общества, восставшие 14 декабре 1825 года против царского режима;
- каторга — особый вид наказания за преступления в России с привлечением к тяжелому физическому труду.
Основные термины и понятия: Присяга, декабристы, династический кризис, каторга.
Оборудование и материалы: Иллюстрации «Восстание декабристов на Сенатской площади», «Декабристов-каторжан ведут на поселение»; портреты С.П.Трубецкого, М.А.Милорадовича.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, |
Оргмомент |
||
Повторение |
Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь? |
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.
С помощью таблицы дают ответы на вопросы. |
Тайные общества |
||
Название |
Северное общество |
Южное общество |
Руководители |
Никита Михайлович |
Павел Иванович |
Программа |
«Конституция» |
«Русская правда» |
Цели и задачи |
1. Ограничить власть |
1. Ликвидировать власть |
Актуализация знаний, |
Вводное слово учителя. |
Слушают учителя. |
Сообщение темы урока: «Восстание декабристов». |
Записывают тему урока в тетради. | |
Изучение |
Рассказ учителя. |
Слушают учителя. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, |
Династический кризис Императором должен был стать его брат Константин Павлович Но из-за женитьбы на польской графине Жанетте Грудзинской 14 января 1822 года Константин Павлович отрекся от престола. Акт отречения держался в тайне и после смерти Александра I, с 20 ноября по 14 декабря 1825 года, до официального обнародования акта, Константин Павлович считался российским императором. Следовательно, наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества. Этой заминкой и решили воспользоваться дворяне-революционеры, ускорив свое выступление. “Переприсяга” новому императору Николаю I была назначена на 14 декабря. На этот день и было назначено выступление членов Северного общества. Члены тайного общества решили поднять полки, собрать войско на Сенатской площади и не присягать новому императору. |
Рассказ учителя | |
Руководителем был выбран Сергей Петрович Трубецкой. Демонстрация портрета Трубецкого Сергея Петровича. |
Рассматривают портрет С.П.Трубецкого. |
|
Восстание решили начать 14 декабря 1825 года. Поэтому членов тайного общества в дальнейшем стали называть декабристами. | Знакомятся с объяснением нового понятия. |
|
Словарная работа: декабристы. Запомните! 14 декабря 1825 года – восстание декабристов. Демонстрация иллюстрации «Восстание декабристов на Сенатской площади». |
Записывают в тетради: 14 декабря 1825 года — восстание Рассматривают иллюстрацию. |
|
Работа с текстом учебника. Комментированное чтение. |
Один учащийся читает, остальные следят. Дают полные и развернутые |
|
Демонстрация портрета М.А.Милорадовича. – Что послужило сигналом к решительным действиям? – Кто отдал приказ открыть огонь по восставшим? |
Рассматривают портрет М.А.Милорадовича. |
|
Раздался первый артиллерийскийзалп. Но многие солдаты отказывались стрелять по своим. Декабристына это рассчитывали. Они не сталиоткрывать ответный огонь. Но когда последовали один за другим выстрелы, восставшие побежали. Они бросились на другой берег Невы, но ядра разбивали неокрепший лед и люди стали тонуть. | Слушают учителя. | |
– Когда было подавлено восстание? – Как поступили с восставшими? Словарная работа: каторга. |
Дают ответы. | |
Задание. Найдите в тексте учебника,
сведения о наказании декабристов. Контролирует выполнение задания. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Декабристы и их жены». |
Задание выполняют самостоятельно, устно. Один учащийся дает ответ, остальные сверяют их. Один учащийся читает, остальные следят. |
|
Демонстрация портретов М.Н.Волконской, А.Г.Муравьевой. | Рассматривают портреты М.Н.Трубецкой, А.Г.Муравьевой. | |
|
– В каких условиях жили на каторге
декабристы? |
Дают ответы. Слушают вывод по теме. |
Первичное закрепление нового материала |
Фронтальная работа. |
Участвуют во фронтальной работе. |
Рефлексия |
Считаете ли вы подвигом отъезд жен декабристов к ним в Сибирь? |
Дают ответ. |
Подведение |
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке. |
Слушают комментарии учителя. |
Домашнее задание |
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы письменно на один из предложенных вопросов: - Как вы считаете, можно ли назвать этих деятелей «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от людей своего времени? - Почему я стал членом тайного общества? (от имени одного из участников) |
Записывают домашнее задание в дневник. |