Информационно-творческий проект "Детям о войне"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


 «Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
А.Твардовский

Есть социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, ФГОС.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во – многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

В ходе бесед с детьми нашей группы, анкетирования родителей выяснилось, что в семьях не уделяется должного внимания патриотическому воспитанию, о войне почти не рассказывают. Нет и соответствующей литературы. Некоторые родители полагают, что этим должен заниматься детский сад. У детей нет представлений о картине войны, о боевых действиях, о героях-победителях. Поэтому мы решили провести работу, чтобы смутный образ героя стал близким, понятным, легко узнаваемым, чтобы на него хотелось равняться.

Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, любви к Родине, уважения к его свершениям и достойным страницам истории.

Проблема

Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне.
  • Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
  • Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Аннотация:

  • Тип проекта: творческий
  • Продолжительность проекта: краткосрочный
  • Сроки реализации проекта: февраль – май 2019 г.

Участники проекта:

  • Дети;
  • Воспитатели;
  • Родители;
  • Музыкальный руководитель;
  • Изоруководитель;

Основные направления работы с детьми:

Познавательное развитие:

  • Формирование у детей познавательного интереса к истории нашей страны.
  • Расширять представления детей о Российской армии, о том, как в годы Великой Отечественной войны защищали Родину наши прадеды и деды.
  • Формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.

Художественно-эстетическое:

  • Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет.

Социально-коммуникативное:

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  • Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла.

Речевое развитие:

  • Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами.
  • Подвести детей к восприятию художественных произведений о войне.
  • Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
  • Учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне.
  • Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.  

Физическое развитие.

  • Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции.
  • Развивать физические качества, через подвижные, игры, эстафеты.

Ожидаемые результаты:

  • Создание развивающей среды для нравственно-патриотического развития дошкольника.
  • Расширенный кругозор детей об истории нашей Родины, армии, народа;
  • Сформированы знания о Великой Отечественной войне;
  • Развиты чувства национального достоинства, ответственности и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям.

Этапы выполнения проекта

Подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы по теме;
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

Практический этап:

Работа с родителями:

  • Оформление информационного уголка: «День Победы»;
  • Консультация для родителей: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»;
  • Папка – передвижка «Советы для родителей: как рассказывать детям о войне»;
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»;
  • Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы;

Работа с детьми:

ОО Познавательное развитие

  • НОД по ознакомлению с окружающим: «Боевые машины», «Детям о войне и победе»;
  • Беседы: «Военные профессии. Рода войск», «День Победы»;
  • Рассматривание альбома и иллюстраций «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Дети войны», «памятники героям войны»;
  • Мультимедийных презентаций «Военная техника», «Наша Родина - Россия!»

ОО Социально-коммуникативное развитие

  • Тематические беседы: «Мой папа в армии». «Что я знаю о войне?» «Письма с фронта», «Праздник День Победы»;
  • Игры-ситуации: «Хотим быть смелыми», «Защитим слабого»;
  •  Дидактические игры «Кто больше назовет родов войск «Чья форма», «Ордена и медали», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Военные профессии», «Составь карту»;
  • Экскурсия к Обелиску Победы в великой Отечественной войне 1941-1945гг.

ОО Речевое развитие

  • Чтение художественных произведений: Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Кассиль Л. «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»;
  • Заучивание стихов о Российской армии: О.Высотской «Мой брат уехал на границу», А.Барто «Мы врага отбросим», Будущий мужчина В.Косовицкий);
  • Конкурс чтецов, посвященный к Дню Победы.

ОО Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, «День Победы» Д.Тухманова, В.Алкина «Прощание славянки»;
  • Разучивание танца «Яблочко»;
  • Разучивание песен: М.Блантера «Катюша»;
  • Художественное творчество: Коллективная работа по лепке «Военная техника»: Конструирование «Письмо с фронта», рисование на тему «Мой папа-защитник Родины», «Праздничный салют», ручной труд «Подарки ветеранам»;

ОО Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Летчики на аэродром», «Пограничники»;
  • Спортивные эстафеты: «Кто быстрее», «Кто дальше», «Полоса препятствий»;
  • Спортивное развлечение «Солдат к службе готов».

Работа со социумом:

  • Центральная детская библиотека «Алый парус» (фестиваль неделя детской книги о войне, знакомства с писателями –С.Михалков, Л.Кассиль и т.д.);
  • МУ ДО «Центр Детского Творчества» - выставка работ детей «Герои войны»;
  • Экскурсия к Обелиску Победы в великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Заключительный: рефлексивно-аналитический:

  •  Проведение Праздника,  посвященного Дню Победы;
  • Создание фильма «Дети о войне».

Библиография:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  3. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  4. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  7. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  8. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.

Приложение. НОД по патриотическому воспитанию

Тема: «Детям о войне и победе»

Цель: Расширения представлений детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Образовательные: Обеспечить уточнение и расширение представлений о Великой Отечественной войне и празднике Победы.
  • Развивающие: Обеспечить развитие умения сопоставлять исторические факты с действительностью.
  • Воспитательные: Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, какой сейчас месяц?

Дети: Сейчас месяц май.

Воспитатель: Правильно. А какой великий праздник мы отмечаем в мае?

Дети: День Победы.

Воспитатель: Правильно. А что за праздник - День Победы, кто знает? (ответы детей)

Воспитатель: В этом году исполняется 74 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне мы сегодня знаем по книгам, фильмам, воспоминаниям ветеранов войны и труда.

Звучит фонограмма первого куплета песни «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.

Воспитатель: 22 июня 1941 года, в обычный летний день неожиданно на нашу Родину напал злой и сильный враг, началась самая страшная – Великая Отечественная война.

Весь народ встал на защиту нашей Родины – от мала до велика. Отцы, деды, старшие братья, а порой и матери уходили на фронт.

Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война, за это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей.

И вот наступил этот долгожданный день – 9 мая 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов. Много подвигов совершили наши воины.

В память о погибших в этой жестокой войне горит вечный огонь.  Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

Воспитатель: Я вам предлагаю промаршировать как солдаты.

Физкультминутка

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки –
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем –
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.

Воспитатель: Сейчас о войне и солдатах слагают стихи и поют песни, к вечному огню и памятникам люди приносят цветы и венки. А еще в этот день поздравляют ветеранов той Великой войны. Кто такие ветераны?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но они уже очень старенькие и многим из них даже тяжело ходить. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.

Воспитатель показывает детям Георгиевские ленточки.

Воспитатель: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают к одежде на грудь Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь.

Сегодня я вам приготовила всем Георгиевские ленточки и повешу у вас на груди.

Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Звучит песня «День Победы»

Воспитатель: Что еще бывает в этот день, послушайте загадку.

Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них - то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

Воспитатель: Что же это такое? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, салют, а вы видели салют? (Ответы детей.) Это салют для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне, погибшим солдатам и дорогим нашим ветеранам.

А я предлагаю подарить нашим ветеранам праздничный салют

Практическая часть

- Дети выполняют коллективную работу «Салют».

Итог

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Почему мы называем праздник 9 Мая - Днем Победы?
  • Как вы поздравите наших ветеранов?