Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме.
Вид урока: интегрированный.
Цель:
Образовательные:
- Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся.
- Умение применять математические знания к решению текстовых задач.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Развитие потребности к самообразованию.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родной стране, ее истории.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
- Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Оборудование: компьютер и медиапроектор.
Форма организации работы на уроке: индивидуальная и групповая.
Ход урока
I. Оргмомент
- Настрой на рабочий лад.
- Тема урока, цель урока
- План урока
II. Основная часть урока
Вступительное слово учителя
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. 9 мая 2020 года исполнится 75 лет Победы советской армии над фашистскими захватчиками. 75 лет отделяют нас от тех трагических дней, когда Родина находилась в смертельной опасности. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны. Труден и долг был путь к победе. Главным итогом ВОВ стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. Всё дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой Победы. Несмотря на то, что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, беспримерный подвиг наших предков никогда не померкнет в памяти поколений. И мы не должны забывать дату 9 мая 1945 года – праздник радости на глазах.
Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Вот и в нашем селе ветеранов ВОВ осталось двое: Самойлов Григорий Антонович и Невзоров Александр Петрович.
Давайте решим задачи, связанные с подвигом наших земляков.
Задача № 1. “Подвиг нашего земляка Самойлова Григория Антоновича”
Наш земляк Григорий Антонович Самойлов, старший сержант в РКК с 1940 года, родился в 1920 году.
Место призыва: Курганский РВК, Курганская обл., Курганский р-н
Место службы: 487 гап РГК в
Медаль «За боевые заслуги» Григорий Антонович получил 02.09.1945
Сколько лет было в то время Григорию Антоновичу Самойлову?
Первая страница приказа
Задача № 2. “Подвиг нашего земляка Невзорова Александра Петровича”
Наш земляк Александр Петрович Невзоров, автоматчик 1-го СБ младшего сержанта за то, что на высоте 610, уничтожил 3-х румынских солдат, родился в 1925 году.
Место призыва: Курганский РВК, Курганская обл., Курганский р-н.
Место службы: 487 гап РГК в
Медаль «За боевые заслуги» Александр Петрович получил 30.07.1944.
Сколько лет было в то время Невзорову Александру Петровичу?
Как видим, наши дедушки и прадедушки были ещё совсем молодыми, безусыми мальчишками, но грудью стали против врага.
(Звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная»)
22 июня 1941 года, рано утром, в 4 часа началась война.
Задача №3. Вычислите: 2034 + 25 * 104 – 125 : 25 + 29403 = 34032
34032 часа длилась самая кровопролитная и тяжкая в истории русского народа Великая Отечественная война.
Задача №4. Вычислите, сколько дней продолжалась война. (34032 : 24 = 1418 дней)
Задача №5. Уже в первый день немецкая авиация разбомбила___ аэродромов и уничтожила на земле и в воздухе _____ советских самолётов.
Выполните вычисления и заполните пропуски в тексте:
Аэродромов: 125 * 8 : 25 + 26 = 66
Самолётов: (600 * 0,15 + 60)* 8 = 1200
Задача № 6. План нападения на СССР был утверждён 18 декабря 1940 года. Он был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооружённых сил СССР. Какое название имел план Гитлера?
Выполните задание и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
Решите уравнения:
С: 2х2 + 3х + 1 = 0
О: 3х2 – 8х + 5 = 0
Р: х2 = 2х + 48
А: х2 + 5х = 0
Б: х2 – 144 = 0
- 12; 12 | 0; - 5 |
8; - 6 |
- 12; 12 |
0; - 5 |
8; - 6 |
1; 5/3 |
-0,5; - 1 |
-0,5; - 1 |
0; - 5 |
Б |
А |
Р |
Б |
А |
Р |
О |
С |
С |
А |
Периоды войны.
В первые месяцы войны Красная Армия только отступала. Она потеряла около 1 млн. бойцов. Германия наносила удар за ударом, стремясь овладеть сердцем страны – Москвой. Первой и единственной победой на начальном этапе войны стала Московская битва (30 сентября 1941 года – январь 1942 года), с которой наметился коренной поворот войны в пользу СССР.
Задача № 6. Максимальная скорость советского истребителя военного времени «Як – 3» 720 км/ч, немецкого истребителя «Мессершмидт – 109» на 120 км/ч меньше скорости «Як – 3» и на 30 км/ч больше больше скорости другого истребителя «Фонке – Вульф 190 – А». Найдите скорости ( среднюю скорость) немецких истребителей, сравните их ( её ) со скоростью «Як – 3».
Ответ: 900.
Задание:
Скажите, как связано это число с ВОВ? (Блокада Ленинграда). Когда началась блокада, в Ленинграде оставалось более 2,5 миллионов человек.
Самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942г.г, когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолётами, а ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942г. стал лёд на Ладожском озере, и по нему была проложена дорога в город, названная дорогой жизни. Но Ленинград не сдавался. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолёты сбрасывали на город. Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбёжками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!
Основными событиями второго периода войны стал разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года) В ходе Сталинградской битвы в плен было взято колоссальное количество военнопленных.
А вот сколько, вы узнаете, выполнив задание.
Задача № 7. В наборе букв спрятаны слова. Математические термины – имена существительные в именительном падеже единственного числа.
ПАОХУКЖЧСМЬВКВАДРАТРАНМТОВДВОЙКА
РАШИНАЦУРАВНЕНИЕЧЯИНАНАЛИЯЧАСТЬЮ
БЫФЦРАТИРАДЖЦЛПОКСЧИЯДОПУЙЪСВТОК
ЭТЕОРЕМАТПРКШДАРМТОЫКОРЕНЬОВАЬЛЫ
ТНАЯЮУНУКОЭФФИЦИЕНТЛЕНСВОЛЯЗАДАЧ
АИКСОЮЯМАГАДИСКИМИНАНТЖЦЭУКДЯЬИ
ПРОДИТЫДОКНОМИЧЬВИЕТУМБАЬСЮПЦВОК
ДЧАПЛЮСКАДЬЧК
Количество найденных слов умножьте на 30000. Это и есть количество немецких солдат, которые были взяты в плен под Сталинградом.
11 * 30000 = 330000
Победа под Сталинградом сыграла важную роль в коренном переломе Великой Отечественной войны. Начался освободительный поход Красной Армии.
Вместе с Советской Армией героическую борьбу вели подпольщики и партизаны в тылу врага. Великий подвиг в годы ВОВ совершили также и труженики тыла. Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» стал определяющим в их жизни. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах, во вражеском подполье сражались юные герои. Многие школьники заняли рабочие места ушедших на фронт отцов, ухаживали за ранеными в госпиталях, трудились на колхозных полях. Таким образом, можно сказать, что была одержана, действительно, Велика Победа.
9 мая 1945 года Москва салютовала победителям.
Но какова цена этой победы?
Вспомним еще раз жестокую «арифметику» той грозной беспощадной поры.
Война для советского народа – людей длилась 1418 дней и ночей.
Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибали 588 человек, каждую минуту -10, каждые 6 секунд уносило 1 человеческую жизнь.
20 млн. такими были наши потери в той страшной, самой разрушительной за всю историю человечества войне.
Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и рабочих поселков в СССР, более 70000 сел и деревень, лишив жилья около 25 млн. человек.
На фашистскую каторгу было угнано около 5 млн. советских людей возрастом от 10 до 55 лет.
За годы войны было превращено в руины 31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны было занято около 4 млн. рабочих, разрушены: 84000 школ, 334 высших учебных заведения, 98000 колхозов
Фашисты разгромили 427 музеев (из 992, имевшихся тогда в СССР). В том числе музей Пушкина в Михайловском, планировали взорвать место могилы поэта. Разорили Ясную Поляну Л.Толстого и осквернили его могилу; в Доме-музее Чайковского устроили гараж и отапливали нотами композитора.
Если бы за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 51 год! Вдумайтесь в эту цифру…
На ум приходят слова Эдуарда Асадова:
День Победы. И на огнях салюта
Будто гром:
- Запомните навек,
Что на сражениях каждую минуту
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый след.
Мать, жена… А если неженатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днём – невероятный счёт!
Ради нашей чести и свободы
Всё сумел и одолел народ!
Но мы помним всех, кто не вернулся с той далёкой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, чтобы мы все сейчас жили спокойно!
Звучит песня «День Победы!»
III. Домашнее задание
Сделать подборку материалов о героях ВОВ – ваших сверстников (оформить на листе А4).