Формирование патриотизма на уроках изобразительного искусства как компонент нравственного воспитания обучающихся

Разделы: МХК и ИЗО

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: стихотворение, мировая художественная литература, художественная культура своего края


Содержание образования занимает ведущее место в процессе становления патриотического сознания школьников.

Ведь понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек, гордость за исторические свершения народа.

Чувство патриотизма начинает закладывается в дошкольном возрасте.

В школу ребенок и ходит с небольшим запасом, полученных в семье и дошкольном учреждении, знаний из этой области.

Базовые знания он получает в процессе школьного обучения.

Именно в школе у обучающихся формируются представления об истории нашей страны и культуре населяющих ее народов.

Погружая учеников в национальный быт, литературу, песни, мы создаем естественную среду для знакомства с народами традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к Родине.

Работа по патриотическому воспитанию ведется не только во внеурочное время, но и на уроках. С этой целью ученики слушают и разучивают песни, инсценируют стихотворения, выполняют коллективные работы. Одной из дисциплин, позволяющих познакомить школьников с культурным разнообразием страны, воспитать патриотизм, является предмет "Изобразительное искусство".

Б.М. Теплон писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимися, да и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения...

Художественное воспитание является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности".

Согласно ФГОС НОО, результатом освоения содержания предмета "изобразительное искусство" является сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, патриотического отношения к Родине.

Развиваемость чувства патриотизма осуществляется на занятиях изобразительного искусства в процессе художественно-творческой деятельности обучающихся. На уроках изобразительного искусства они рисуют пейзажи, отображая тем самым любовь к своей родине. «Исследования по проблеме детского художественного творчества показывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности». На уроках-беседах обучающиеся изучают историю и культуру своего народа, затем выполняют задания на тематические сюжеты, такие как «Великая Отечественная война», «День космонавтики», «День Матери», «Масленица», «День Победы».

Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Патриотическая система воспитания в школе направлена на:

а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;

б) формирование духовно-нравственных качеств личности;

в) воспитание патриотов земли России;

г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

е) формирование трудолюбия;

ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков изобразительного искусства;

з) воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание будет успешным, если в образовательном учреждении создана и постоянно совершенствуется воспитательная среда. Городской историко-краеведческий музей, школьные музеи, залы трудовой и боевой славы должны быть максимально использованы для гражданского патриотического воспитания школьников. Школьники участвуют в благоустройстве мемориальных памятников и могилы погибших, заботятся о ветеранах и их семьях. Экскурсии в музеи, на выставки, на заводы, в театр способствуют углублению знаний и пониманию обучающихся о том, как основывался их город, как образовалась страна.

Любовь к родному городу (поселку, селу) и гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Воспитание любви к Родине – одна из главных задач уроков изобразительного искусства. Для этого подойдут уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно- прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с обучающимися о крае, его природе, о художниках, ученых и деятелях культуры, об истории и культуре народов края. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина русского государства. Задача – вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине; познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн", "права и обязанности гражданина".

На уроке рекомендуется использовать изображение Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя на уроке можно начать его с прослушивания песни "С чего начинается Родина" (слова М.Матусовского, музыка П.Баснера).

На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины – города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России – граждане страны. Гражданин -житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. На уроке возможен небольшой рассказ о земляке – жителе родного города (села) – прославившем свой край успехами в труде или в бою, в науке или искусстве.

Ведущая роль в воспитании у обучающихся любви к родному краю отводится педагогу. Поэтому очень важен личный пример учителя, его отношение к культурно-историческому наследию.

Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства необходимо выделить следующие:

  • планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;
  • развитие национального самосознания;
  • изучение и углубление знаний родного языка;
  • изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки, как органической части общечеловеческого опыта;
  • ознакомление с мировой художественной литературой;
  • изучение художественной культуры своего края;
  • развитие интереса, уважения к другой культуре;
  • воспитание мужества, чувство локтя, любви к Отчизне.

Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у обучающихся патриотизма, на уроках должны найти место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Вместе с тем следует отметить, что патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность обучающихся, но и на их эмоциональную сферу.

Особенно большой силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности.

Важнейшим условием "проникновения" всех этих ценностей в сознание и чувства обучающихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и обучающихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей урока. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения обучающихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения.

При выборе методов обучения необходимо учитывать функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности обучающихся, уровень методической подготовки учителя, место данного урока в системе уроков. Патриотическая направленность методов обучения предполагает проявление в деятельности обучающихся таких мотивов и психических состояний, которые отражают структуру готовности к защите Родины.

При анализе возможностей урока в патриотическом воспитании обучающихся целесообразно учитывать следующие критерии:

- Связь урока со всей системой патриотического воспитания обучающихся данного класса. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы учитель продумал возможности и место своего предмета, данной темы в военно-патриотическом воспитании обучающихся, учел этапы формирования у них готовности к защите Родины, уже имеющийся у школьников опыт военно-патриотической деятельности, обеспечил преемственную связь с ранее изученным материалом, другими предметами.

- Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком. Учителю следует решить, достаточно ли раскрываются в объяснительной записке к программе вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием, нужно ли их дополнить, чтобы обеспечить влияние обучения на личность обучающегося как патриота. Знания, получаемые обучающимися, должны обладать:

  • идейно-нравственным содержанием;
  • осознаваться как необходимый изучаемый материал;
  • патриотической направленностью, т. е. школьникам важно осознать естественнонаучные основы многих профессий.

Таким образом, искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, и позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  3. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
  4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. С. 17.