Противоречие между значительным темпом получения знаний и ограниченными возможностями его усвоения привели к тому, что педагогическая теория, до недавнего времени базирующаяся на образовательном идеале, включающем в себя всесторонне развитую личность, акцентировала свое внимание на новом подходе, новом идеале – максимальном развитии способностей человека к саморегуляции, саморазвитию, самообразованию.
Современное состояние системы образования характеризуется большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Известный отечественный психолог А.М. Матюшкин отмечал, что одаренность - это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных.
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема диагностики и развития ребенка. Чтобы иметь возможность качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала детей, необходимо использовать методики, достаточно информативные и сравнительно несложные в применении.
В основу практической деятельности положена ориентация на формирование ключевых компетентностей дошкольников и младших школьников в интеллектуальной, коммуникативной, мотивационной сферах, составляющих образовательную компетентность.
Для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и педагогических условий. Одаренному ребенку необходимы помощь и поддержка взрослых (семья, педагоги), защита одаренного от неудач, от самого себя.
Для данной категории детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Они имеют доминирующую, активную познавательную потребность. Все эти факторы учитывались во время реализации развивающей программы «Маленький творец».
Развивающий этап реализации программы включал в себя взаимосвязанные мероприятия по работе с детьми, педагогами и родителями.
Основные цели работы с детьми:
- выявление детей, имеющих творческий потенциал;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Принципы работы с детьми:
- Принцип индивидуализации обучения;
- Принцип максимального разнообразия возможностей;
- Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога.
Основным направлением работы педагога является создание условий для оптимального развития детей, включая обучающихся, чья одаренность на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Педагоги осуществляли подбор методов, форм, приемов, которые способствовали развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Развитие творческого потенциала личности обучающихся осуществляется через систему творческих заданий, исследовательской и практико-ориентированной деятельности.
Программа работы с детьми «Маленький творец» составлялась на основании данных психолого-педагогической литературы о значимых характеристиках, которые требуются для развития творческого мышления у детей.
В основу содержательного компонента программы положены креативные идеи таких авторов, как Ю.П. Гатанов, Венгер Л.А., О.М. Дьяченко, С.Г. Королева, И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, Н.Ю. Куражева. Выбор данной группы авторов не был случайным, так как статичность упражнений одних успешно дополняется динамичными психологическими играми и заданиями других, что очень важно для детей дошкольного возраста. Новизна программы заключается в нестандартном подходе к использованию методов, включающих в себя наборы упражнений, психологических этюдов, творческих заданий, что создает ощущение гармоничного сочетания разнообразных элементов, объединенных одной креативной идеей.
Программой трех лет обучения предусмотрено проведение занятий на базе центра «Доверие» в объеме 68 часов. Продолжительность занятий – 30-35 минут для дошкольников, 35-40 минут – для школьников.
Психолого-педагогическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:
- организовать эффективный процесс обучения с содержательной и методической точек зрения;
- построить взаимоотношения «педагог-обучающийся».
Факторы и условия, влияющие на развитие творческого потенциала педагогов:
- Уровень профессиональной деятельности педагога;
- Способность и стремление педагога к самообразованию, саморазвитию. Самосовершенствованию;
- Рефлексия собственной творческой деятельности и самооценка ее результатов.
В работе с педагогами используются следующие формы:
- лекции;
- дискуссии;
- семинары-тренинги;
- практикумы.
Организуя работу с родителями обучающихся необходимо учитывать сформированную мотивацию и позитивное отношение родителей (законных представителей) к проводимым занятиям с детьми.
При этом важно ставить следующие задачи:
- учет мнения родителей при выборе форм и методов проведения занятий;
- привлечение родителей обучающихся к организации совместных мероприятий;
- сотрудничество при разрешении разного рода ситуаций.
Психологическое просвещение родителей определяется поставленными целями:
- популяризация психолого-педагогических знаний;
- повышение родительской компетенции;
- утверждение приоритета уважительного отношения в иерархии человеческих ценностей;
- формирование отношений сотрудничества в триаде «ребенок-родитель-педагог».
Основные формы работы:
- Лекции;
- Беседы;
- Совместные занятия;
- Собрания;
- Консультации.
Для родителей на начальном этапе отбора детей в пяти группах детских садов г. Касимова подготовлено и проведено родительское собрание «Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей». Кроме того, во время групповой консультации 59 родителей ознакомились с анкетой А.Н. Сизанова «Определение уровня проявления способностей ребенка». Несмотря на полученные у 11 детей низкие результаты по творческому воображению и мышлению, 19% родителей считают своего ребенка одаренным. Однако большинство родителей – 81% – объективно оценили творческий потенциал детей, что полностью совпадает с результатами диагностических обследований, полученными педагогами-психологами центра.
Педагогам ДОУ был предложен практический семинар «Способность к творческому созиданию – основа личностного развития», цель которого – выработка индивидуальных развивающих стратегий в работе с детьми, имеющими творческий потенциал. На семинаре воспитатели обучались способам активизации творческой деятельности ребенка, формированию у них навыков, необходимых для осознания креативных ресурсов. Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми», проведенная в заключительной части семинара, позволила выявить следующее:
- значительная часть воспитателей имеет склонности к работе с одаренными детьми, однако они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе;
- необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса дошкольников.
Для более объективных результатов диагностики во время групповой консультации воспитатели старших групп изучали опросник креативности С. Рензулли, позволяющий оценить уровень творческого потенциала у детей. Полученные данные анкетирования подтвердили первичные результаты психологического диагностического обследования воспитанников детских садов, которым в дальнейшем предстояло заниматься в центре «Доверие» по развивающей программе «Маленький творец».
На базе центра «Доверие» были набраны группы детей, с которыми проводились развивающие занятия.
Цель проводимых занятий с детьми по программе «Маленький творец» заключалась в развитии у них креативных способов мышления, воображения и потребности к творчеству, позитивного личностного роста, а также социализации. Для достижения поставленной цели решались задачи, связанные с формированием познавательной мотивации и умения в области исследовательской деятельности, с формированием уверенности во взаимоотношениях с окружающими.
Занятия по программе «Маленький творец» способствовали развитию:
- воображения и вербальной оригинальности;
- творческого мышления и речи;
- продуктивности и гибкости мышления;
- слухового внимания;
- тонкой и общей моторики;
- восприятия свойств предметов, наблюдательности;
- умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей;
- способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков;
- способности творить в условиях значительных ограничений;
- умения придумывать простые рифмы.
Кроме того, на занятиях у дошкольников формировались:
- навыки вербального и невербального общения, умение сотрудничать с окружающими;
- внимание к эмоциональному миру человека, к распознаванию его чувств;
- умение угадывать предметы и явления по их структуре, внешним признакам;
- умение придумывать способы необычного использования обычных предметов;
- умение комбинировать имеющиеся детали в новое целое.
Развивающие занятия отличала благоприятная творческая и доверительная атмосфера, способствующая самораскрытию детей, снятию различных личностных барьеров на пути к их творческой самореализации.
Сравнительные результаты психодиагностического обследования детей, занимающихся по программе «Маленький творец» показали:
- по методике «Волшебные картинки» О.М. Дьяченко (цель: выявление уровня творческого воображения) – динамический рост по составил в среднем 34%.
- по методике Р. Гинзбург (цель: изучение мотивации) динамический рост наблюдается в познавательной (+17%) и внешней мотивации (+ 29%).
Реализация данной программы, включающая работу не только с детьми, но и с родителями и педагогами, способствует формированию креативного подхода ребенка к собственной жизни и деятельности.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985г.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. Санкт-Петербург, Иматон, 1999.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, 1990.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе, Санкт-Петербург, Иматон, 2004.