«Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет, вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!»
Э.Парслоу
Задачи коучингового подхода зависят от сферы применения и могут включать помощь в достижении целей (помогает сформулировать конкретные, измеримые цели и разработать стратегию их достижения), развитие навыков (улучшению коммуникационных, лидерских и других навыков) и преодоление трудностей (помогает сохранять мотивацию и справляться с неудачами). Коучинг может использоваться в бизнесе, образовании и личной жизни.
Коучинговый подход в образовании становится все более популярным благодаря своей эффективности в развитии личностных и профессиональных качеств учащихся и педагогов. Он ориентирован на поддержку самостоятельного поиска решений, развитие критического мышления и формирование ответственности за собственное обучение.
Основная цель применения коучингового подхода в образовании – раскрытие внутреннего потенциала обучающегося.
Коучинг в образовании работает с разнообразным спектром задач: фокус внимания на будущем, развитие самостоятельности и ответственности, повышение осознанности по отношению к своим желаниям и потребностям, ориентация на результат, развитие критического и творческого мышления, повышение уверенности в себе, повышение мотивации и вовлеченности и т.д.
Все эти задачи очень плотно переплетаются между собой и являются компетенциями и навыками, которые развиваются у учащихся, когда они сталкиваются с особым подходом, особой формой взаимодействия и общения со стороны учителя.
Фокус внимания на будущем. Фокус внимания - один из ключевых факторов, определяющих успех и достижения в различных сферах жизни. Коучинговый подход формирует у обучающихся мышление, направленное на будущее, развивает готовность ребенка осуществлять планирование, находить и ставить цели и идти вперед. Исходя из поставленных целей, которые необходимо достичь в будущем, учащиеся стараются смотреть вперед, учатся определять пути достижения своих целей.
Развитие самостоятельности и ответственности. Есть сферы где ученику можно дать возможность самостоятельно принимать решения, но при этом необходимо помочь ему почувствовать ответственность за свои решения. Для того, чтобы учащийся мог принять на себя ответственность, у него должен быть выбор. Вместе с учителем ребенок может проработать каждый из возможных вариантов и самостоятельно осуществить финальный выбор. Данный подход помогает выявить внутренние ценности и интересы учащихся, способствует повышению их мотивации к учебе. За счет активного участия обучающихся и осознанного выбора ими конечных целей увеличивается вовлеченность учащихся в образовательный процесс.
Создание условий для инновационного и дифференцированного обучения. Коучинг способствует внедрению новых методов и технологий обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося, что повышает качество образования. Применение данного подхода в индивидуальных диалогах с учащимся превращается в процесс совместного определения собственных интересов каждого ребенка, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему двигаться вперед.
Повышение осознанности по отношению к своим желаниям и потребностям. Жизненный опыт у детей на стадии формирования, они еще не сталкивались со многими вещами и знают о них только из рассказов старших. Коучинг помогает ребенку выйти за пределы рамок и шаблонов, более полно и целостно увидеть ситуацию, заметить множество факторов и увидеть взаимосвязи между различными событиями, то есть ребенок начинает понимать то, что происходит у него внутри.
Повышение мотивации и вовлеченности. Коучинговый подход помогает выявить внутренние ценности и интересы учащихся, что способствует повышению их мотивации к учебе. Вовлеченность в образовательный процесс увеличивается за счет активного участия и осознанного выбора целей. Мотивация, вовлечение и творческий подход есть там, где нет четких указаний и решений. Применение данного подхода помогает выявить внутренние ценности и интересы учащихся, что способствует повышению их мотивации к учебе. Вовлеченность в образовательный процесс увеличивается за счет активного участия и осознанного выбора целей.
Ориентация на результат - один из принципов коучингового подхода, который предполагает сосредоточенность на достижении быстрых и ощутимых результатов. В рамках такого подхода главная задача формулируется так: «Что сделать, чтобы добиться поставленной цели?». Коучинг в образовании помогает ученикам сформулировать задачу и выработать собственное решение, создаёт условия для формирования навыков самоанализа, постановки целей и поиска путей их решения.
Развитие критического и творческого мышления. Через диалог и вопросы коуча учащиеся пытаются анализировать ситуации, искать нестандартные решения и развивать креативность. Это важно для формирования гибкого мышления, необходимого в современном мире.
Формирование навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта. Этот важный навык помогает учащимся достичь личностного роста. Сосредоточив внимание на саморегуляции, мотивации и социальных навыках, коучинг эмоционального интеллекта предоставляет инструменты, необходимые для построения более прочных отношений, улучшения общения и принятия более эффективных решений. Учащиеся приучаются быть внимательным к своим эмоциональным состояниям, распознавать их и принимать на основе объективной реальности. Коучинговый подход помогает развивать навыки управления эмоциями, стрессом и конфликтами, что важно для гармоничного развития личности и эффективного взаимодействия в образовательной среде.
Повышение уверенности в себе. Основная задача коучингового подхода при повышении уверенности в себе — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Повысить уверенность в себе у ребенка можно через поддержку со стороны взрослых, использование психологических методик и упражнений. Важно использовать коучинговый подход в условиях, понятных по возрасту учащегося: ребенка 3-7 лет необходимо больше хвалить и играть с ним, учащимся 7-11 лет необходимо помогать ставить небольшие цели, а учеников 11-15 лет учить анализировать опыт и планировать.
Применение коучинговых технологий в учебном процессе повышает уровень вовлечённости учащихся в учебный процесс, так как учащиеся видят связь между учебной деятельностью и своими личными или профессиональными целями и это увеличивает ответственность за результаты.
Правильная мотивация ученика дает учащемуся уверенность в завтрашнем дне, а успешный ученик – успешный учитель!
Список использованных источников
- Астапова Н.О. Лингвистические аспекты межкультурной коммуникации. – Барнаул, 2007. – 256 с.
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: методическое пособие / В.И.Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность на специальном факультете: Учеб. пособ. – Екатеринбург, 2012. – 95 с.
- Краткий психологический словарь / Авт. – сост. С.Я.Подопригора, А.С.Подопригора. – Изд. 2-е., испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 318 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования; под.ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 5- е изд., дораб. – М.: Просвещение.