Педагогическая цель: активизация словаря по теме "овощи", "фрукты", отработка согласования существительных с числительными; закрепление правильного употребления предлогов в речи; развитие вкусового восприятия, внимания, мышления, памяти; совершенствование мелкой моторики рук; формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в речи у всех детей; по развитию графо-моторных навыков у Сергея А., Елисея Д. – правильно держать карандаш; по развитию лексико-грамматических категорий: согласование существительных с числительными – Артем К., Миша П.
Целевые ориентиры образования: интересуется новым, задает вопросы, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает заинтересованное участие в педагогическом процессе, помогает своим товарищам в случае затруднения.
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Средства реализации:
Демонстрационный материал:
- картинки героев сказки «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка);
- картинки отгадки на загадки про овощи и фрукты;
- красная и синяя корзинки;
- муляжи овощей и фруктов;
- картинки овощей и фруктов;
- числа 1, 2, 5;
- на тарелочке кусочки овощей и фруктов для игры «Узнай вкус».
Раздаточный материал:
- лабиринт «Огород» и лабиринт «Сад»;
- цветные карандаши;
- картинки «Найди отличие» (два уровня сложности для сильных и слабых детей);
- разрезные картинки.
Ход образовательной деятельности
Приветствие детей. Повторение правил поведения на занятиях. После логопед предлагает детям вспомнить сказку «Репка».
- Что посади у себя в огороде дед? Смог он вытянуть репку сам? А кто ему помог? Сегодня я получила письмо от героев этой сказки (показывает конверт). В этом письме они просят ответить на вопросы и многочисленные задания. (По ходу занятия после озвучивания задания от героя его картинка выставляется на доску, чтобы было видно кому дети помогают)
Первое задание от дедушки «Отгадай загадки». В этом задании дедушка просит нас отгадать загадки. Слушайте внимательно, если знаете ответ, поднимайте руку.
Я длинный и зелёный,
Вкусный и солёный,
Вкусный и сырой
Кто же я такой? (огурец)
- Как вы догадались, что это огурец? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
Уродилась я на славу.
Голова бела кудрява,
Кто любит щи -
Меня ищи. (капуста)
- Как вы догадались, что это капуста? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
Сарафан на сарафан,
Платьице на платьице,
А как встанешь раздевать
Досыта наплачешься. (лук)
- Как вы догадались, что это лук? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
- Как вы догадались, что это морковь? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажет весело ребята:
"Ну рассыпчата, вкусна!" (картошка)
- Как вы догадались, что это картофель? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем гладко,
Откусишь сладко. (яблоко)
- Как вы догадались, что это яблоко? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
На сучках висят шары
Посинели от жары. (сливы)
- Как вы догадались, что это сливы? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
Листья плотные, да лаковые.
Плоды жёлтые, да лакомые.
Её скорее скушай
Созрела значит... (груша)
- Как вы догадались, что это груша? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).
- Как одним словом можно назвать грушу, сливу, яблоко, что это? (фрукты).
- Как одним словом можно назвать морковь, огурец, капусту, лук, картошку, что это? (овощи)
- А теперь вспомните все отгадки и разложите соответствующие картинки по порядку (восстановление линейного ряда). Ответы-отгадки выставляются на доске.
Второе задание от бабушки "Разложи овощи и фрукты по корзинам». Бабушка в саду и в огороде вырастила много овощей и фруктов и вам прислала. Помогите ей разложить фрукты и овощи в две корзины. В красную корзину - фрукты; в синюю корзину - овощи. Дети раскладывают фрукты, овощи по корзинам, обосновывая свой выбор. Например: «Я кладу морковь в синюю корзину, потому что это овощ». И т.д.
- Чем отличается овощи и фрукты? Что общего у овощей и фруктов? (ответы детей)
Третье задание от внучки «Пройди по лабиринту». В этом задании внучка просит мальчиков помочь ей найти дорогу к фруктовому саду, а девочек - к огороду. Дети садятся за столы, на которых лежат лабиринты и с помощью цветных карандашей выполняют задание. После выполнения задания логопед предлагает одному из мальчиков в слух зачитать маршрут движения к фруктовому саду, а девочку - к огороду. В это время другие дети проверяют правильность выполнения своих лабиринтов. (Например: сначала нужно идти направо, затем вверх, налево и так далее).
Четвёртое задание от Жучки «Пальчиковая гимнастика». Мы сейчас с вами рисовали, наши пальчики устали. Давайте отдохнём и сделаем мальчика гимнастику:
Мы делили апельсин | руки сжаты в кулаки |
Много нас, а он один |
равномерно сжимаем и нажимаем пальцы рук |
Это долька для ежа. |
поочередно открываем по одному мальчику из кулака на каждую строчку |
А для волка кожура |
пальцы обеих рук переплетаются в замок |
Пятое задание от кошки - игра «Собери урожай» - согласование существительных с числительными.
На доске висят изображения овощей и фруктов, а также цифры 1, 2 и 5. Дети выбирают сами и говорят полным предложением, какой урожай они собрали. Например: Я собрала одно яблоко, две моркови и пять картофелин.
Шестое задание от мышки «Разрезные картинки»
- Ребята, в этом задании мышка просит нас о помощи. Она приготовила для нас картинки с изображением овощей и фруктов. Однако прилетел непослушный ветерок и разбросал их по частям. (Предлагаю детям собрать картинки)
Седьмое задание от всех наших героев «Сравни и найди отличия»
В этом задании герои просят нас внимательно рассмотреть две картины и найти все отличия. Мальчики будут искать отличия на своих картинках, а девочки - на своих. (Я подобрала два уровня сложности для более сильных детей – 10 отличий, для более слабых – 5 отличий)
Восьмое задание от меня «Угадай на вкус»
- Дети, вы хорошо справились с заданиями героев сказки «Репка» и последняя загадка будет «вкусная». Определите на вкус, чем я вас угостила? И скажите – это фрукт или овощ? (апельсин, яблоко, морковь, капуста, помидор, огурец, лимон).
- Вот наше занятие и подходит к концу. Вам оно понравилось? (Ответы детей) Меня оно тоже порадовало, порадовали ваши правильные ответы, ваши умные глаза и ловкие язычки, которые очень старались говорить правильно. Кто к нам сегодня на занятие прислал письмо? Что было в этом письме? Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Спасибо вам, ребята, за такое замечательное занятия. До свидания.
Используемые картинки взяты из открытых интернет-источников, на их основе в программе фотошоп я и составила картинки к занятию.