Цель:
- осмысление такой психологической категории, как совесть;
- расширение психологического опыта наблюдения за особенностями проявления совести.
1. Разогрев
- Если бы ваше настроение было цветом, то каким…
- Протопайте ваше настроение
2. Основная часть
Тема нашего занятия сегодня не совсем простая. Звучит она так: «Человек в человеке».
- Как вы думаете, о чём это? (ответы обучающихся).
- Насколько вы были правы в этом нам поможет разобраться В.А.Сухомлинский (28 сентября 100 лет со дня рождения) (фото №1)
Это советский педагог. В самые тяжёлые послевоенные годы, когда, фактически, в каждой семье надолго поселилось горе Василий Александрович становится руководителем школы, имя которой должна была утверждать в жизни учеников радость. Школа так и называлась «Школа радости» (фото №2). Казалось бы, о какой радости может идти речь, если люди только-только начали приходить в себя от зловещего слова – война. Но Василий Александрович Сухомлинский прекрасно понимал, что пробудить к новой жизни может только высокое чувство. Противопоставить мраку уныния и горя можно было только светлую действенную мысль и слово. И он определил это слово. Это была радость.
Его школа получило очень светлое название – «Школа Радости» (фото №3). В одной из книг мудрости написано: «Радость – это особая мудрость». Эту мудрость Василий Александрович щедро дарил своим воспитанникам. Поэтому рассказы Василия Александровича Сухомлинского помогут нам разобраться в нашей непростой теме.
Мы когда-то с вами пытались понять, что такое внутренний мир человека. Так Василий Александрович может быть очень умным проводником по столь интересному миру. Он писал свои рассказы на основе жизненных ситуаций своих воспитанников. Ему было очень важно каким курсом направляются их души во взрослую жизнь.
Что ж, начнём с первого рассказа. Он называется
«Стеклянный Человечек»
У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:
– Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.
Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.
Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день – а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча.
– Что я сделал или подумал плохого? – с тревогой спросил Мальчик.
– Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своем товарище.
Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.
Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.
Далее ребята отвечают на вопросы. Идет процесс соразмышления, с рождением дополнительных вопросов. Возможны небольшие дискуссий.
- Что мы в этом рассказе узнаём о совести?
- Почему автор этого рассказа сравнил совесть со Стеклянным Человечком?
- За чем наблюдал Стеклянный Человечек у Мальчика?
На доске копилка «О совести»
На доске коротко фиксируем размышления об услышанном образе
Перейдём ко второму небольшому рассказу. Он называется:
«Как Федя почувствовал в себе Человека»
Пошел Федя вместе с мамой на колхозное поле картофель копать.
– Восемь лет тебе, – решила мама, – работать надо по-настоящему.
Заняла мама четыре рядка, а Федя – один. Подкапывает мама куст, а Федя выбирает из ямки картофелины и бросает в ведро.
Не хочется Феде работать. Выберет из куста те картофелины, что сверху лежат, а к тем, что внизу, землей покрыты, добираться не хочется. Мама заметила такую работу, выбрала картофелины, оставленные Федей, и говорит:
– Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и видит все.
Оглядывается вокруг себя Федя с удивлением:
– Где же тот Человек? Что он видит?
– В тебе, Федя, Человек. Он все видит, все замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот попробуй, прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он тебе скажет, как ты работаешь.
– Где же он во мне – Человек? – спрашивает Федя, еще больше удивляясь.
– В голове твоей, и в груди, и в сердце, – объяснила мама.
Федя перешел к новому кусту, выбрал картофелины, лежавшие сверху. Хотел было оставить этот куст и перейти к другому… вдруг как будто бы, в самом деле, кто-то упрекает: что же ты делаешь, Федя? Ведь там еще есть картофель, под землей. Удивился Федя, оглядывается. Никого нет, а как будто бы кто-то смотрит на его работу и стыдит.
«И в самом деле, наверное, Человек видит мою работу», – подумал Федя, вздохнул и, разгребая землю, нашел еще несколько крупных картофелин.
Веселее стало Феде, вздохнул он облегченно. Даже песенку запел.
Работает мальчик час, работает второй – все больше удивляется.
Думает: зачем так глубоко разгребать землю, нет ведь там, наверное, картофеля… Но не успеет засесть в голове эта мысль, как кажется ему, что кто-то увидел эту мысль. Стыдно становится Феде. Но и радостно. Почему радостно, он не может дать себе отчета, а вот почему стыдно, он понимает: не хочется быть плохим.
«Хороший это друг – Человек», – думает Федя.
Давайте постараемся понять главного героя Фёдора.
- Какие возникают чувства у человека, когда он чего-то не хочет делать?
- Если человек не желает что-то делать, но всё же при этом пытается что-то делать.
Какой будет его работа?
- Как вы думаете, по какой причине Федя не хотел хорошо работать?
- О каком Человеке говорила сыну мама?
- Почему Фёдор удивлялся и не мог увидеть этого Человека?
- Почему изменилось настроение у Феди?
- Почему Феде стало радостно. Он не смог ответить себе на этот вопрос. Может быть у нас с вами получится на него ответить?
- Меня очень интересует высказывание Феди: «Хороший это друг – Человек». Федя называет другом Человека, который фактически учил его делать работу качественно. А как же солидарность в дружбе. Если один не хочет работать, то второй, обычно, ему потакает. Как понять такой вывод Феди?
2.1. Презентация с картинами художников на тему «Совесть» (могут быть другие фото)
Рассматривая картины художников, стараемся вместе с ребятами понять почему тот или иной художник попытался через определенный образ и цвета передать понятие «совесть».
Размышления ребят о совести коротко фиксируем в «Копилке» на доске.
2.2. Фотографии о В.А.Сухомлинском
2.3. Работа самостоятельного создания образа
Ученики пробуют создать собственный образ. Можно использовать «Копилку» с размышлениями.
Размышлениям о получившихся образах лучше отвести отдельный урок.
3. Заключение
- Что нового для себя узнали о совести?