Олимпиада по естествознанию. 5–6-й классы

Разделы: Химия

Классы: 5, 6

Ключевые слова: олимпиада по естествознанию


1. Молекула - это
1) материал, из которого состоит вещество
2) химически неделимая частица
3) определенный вид атома
4) частица вещества, определяющая его свойства

2. Атом – это
1) материал, из которого состоит вещество
2) химически неделимая частица
3) определенный вид атома
4) частица вещества, определяющая его свойства

3. Только названия веществ расположены в ряду
1) вода, стекло, ваза
2) гвоздь, медь, железо
3) вода, железо, медь
4) капля, стекло, гвоздь

4. Распределите слова на две группы: чистое вещество и смеси
1) гранит
2) кислород
3) почва
4) воздух
5) железо
6) сера

Запишите соответствующие цифры:

Чистое вещество ___________

Смеси ____________________

5. Распределите вещества  на простые и сложные
1) СuО
2) О2
3) Н2О
4) Н2
5) S
6) KF

Запишите соответствующие цифры:

Простые __________________

Сложные _________________

6. Установите соответствие между понятиями и примерами. Из букв, указывающих правильный ответ, вы составите слово, обозначающее физическое явление в атмосфере:

 

 

 

 

 

 

 

Понятие

Примеры

монета

вода

сахар

гвоздь

соль

стакан

тело

Р

О

П

А

Т

Д

вещество

Н

У

Г

С

А

В

7. Возвратившись домой с урока химии, ученик подумал: «Как же много вокруг химических явлений! Например:
а) идет тепло от батареи отопления;
б) зажглась неоновая лампа;
в) горят именинные свечи;
г) мама «гасит» соду уксусом при приготовлении теста;
д) засахаривание варенья;
е) скисает молоко;
ж) плавание сливочного масла на горячей сковородке;
з) после добавления сахара чай становится сладким;
и) на гвоздях в гараже появляется ржавчина;
к) брожение сока». Помогите ученику разобраться, какие процессы химические, а какие физические и почему.

8. В одном из сочинений поэтессы В. Инбер есть такие слова: «Подобно тому, как кислород и азот соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно так же мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия». Права ли поэтесса, говоря о воздухе, как о соединении азота с кислородом? Почему?

9. Учащийся 8А класса Иванов Сергей узнал на уроке химии новое понятие «электроотрицательность». «Какое сложное слово! Сколько букв!» - воскликнул Сережа. И составил десять слов, используя буквы этого термина.

 

 

 

 

 

 

 

 

1) отрицательная частица в атоме

 

 

 

2) хвойное дерево

 

 

 

3) часть пищеварительной системы позвоночных

 

 

 

4) орган обоняния

 

 

 

 

5) предмет окружающей природы

 

 

 

 

6) физическая величина

 

 

 

7) направленное движение частиц

 

 

 

 

8) разновидность культурных растений одного вида

 

 

 

 

9) доказательство прямолинейного распространения света

 

 

 

 

 

 

 

 

10) сахароносное растение

10. В1854 году стоимость этого металла составляла 1200 рублей, то есть в 270 раз дороже серебра, а в 1899 году – 1 рубль. Когда-то он стоил дороже золота. Французы изготовили из него кирасы охранникам Наполеона и игрушки наследнику его величества. Сейчас этот металл называют «крылатым», так как он и его сплавы идут на изготовление корпусов и деталей самолетов. И еще  его знают все сладкоежки, ведь именно из него изготавливают фольгу для обертки конфет! О каком металле идет речь? Перечислите четыре свойства этого металла, которые позволяют его так широко применять.

11. Прочитай химические пословицы-«перевертыши».
1) Гладь металл, пока холодно.
2) Не та грязь, что тусклая.
3) Пролежал холод, сушь и оловянные флейты.
Найди в русском языке пословицы, прямо противоположные по смыслу.

12. Этот газ был впервые применен как боевое отравляющее вещество во время первой мировой войны. Сейчас его применяют для обеззараживания воды и отбеливания тканей. О каком веществе идет речь? И каким образом название этого газа связано с названием зеленого пигмента, содержащимся в листьях растений?

13. Воздух на 78% состоит из азота. Определите объем этого газа в классной комнате, имеющей размеры 8 × 15 × 4 м.

14. Названия каких химических элементов здесь «зашифрованы»: 1) довордо, 2) орребес, 3) цинвес, 4) сликодор, 5) мникрей?

15. Злая фея, чтобы не пустить Золушку на бал, приказала ей разделить смесь следующих веществ: железо, сажа, поваренная соль. Помогите Золушке, предложите план разделения этих веществ.

Ответы:
1. 4 (1 балл).
2. 2 (1 балл).
3. 3 (1 балл).
4. Чистое вещество - 2,5,6
Смеси - 1,3,4
(6 баллов)
5. Простые – 2,4,5
Сложные – 1,3,6
(6 баллов)
6. Радуга (1 балл).
7. 12 баллов

Явления

Правильный ответ

Объяснение

Физические явления

абджз (5 баллов)

Происходят без превращения одних веществ в другие (1 балл)

Химические явления

вгеик (5 баллов)

Происходят  превращения одних веществ в другие (1 балл)

8. 2 балла
Не права (1 балл). Воздух – смесь газов азот и кислород, а не химическое соединение этих элементов (1 балл).

9.  10 баллов
1) электрон, 2) ель, 3) рот, 4) нос, 5) тело, 6) сила, 7) ток, 8) сорт, 9) тень, 10) тростник

10. 5 баллов
Алюминий (1 балл); легкий, пластичный, электропроводный, нетоксичный (4 балла).

11. 3 балла

Химические пословицы-«перевертыши»

Русские пословицы

Гладь металл, пока холодно

Куй железо, пока горячо (1 балл)

Не одна та грязь, что тусклая

Не все то золото, что блестит (1 балл)

Пролежал холод, сушь и оловянные флейты

Прошел огонь, воду и медные трубы
(1 балл)

12. 3 балла
Хлор (1 балл). В переводе с греческого «желто-зеленый», «зеленоватый». (1 балл). Название зеленого пигмента – хлорофилла – также произошло от греческого обозначения цвета. (1 балл)

13. 2 балла
1) Рассчитан объем классной комнаты, заполненной воздухом: 8 × 15 × 4 = 480 м3 (1 балл).
2) Рассчитан объем азота 480×0,78=374,4 м3 (1 балл).

14. 5 баллов
1) водород, 2) серебро, 3) свинец, 4) кислород, 5) кремний

15. 4 балла
1) железо отделить магнитом (1 балл)
2) оставшуюся смесь растворить (1 балл)
3) сажу отфильтровать (1 балл)
4) соль выпарить (1 балл)

Итого – 62 балла