Цель урока: закрепить навыки учащихся толерантного отношения друг к другу.
Формирование и развитие УУД
- Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы, умение оценивать жизненные ситуации.
- Предметные: научиться характеризовать дружбу между подростками, различать понятия друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни; руководствоваться этими нормами в повседневной жизни.
- Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий; умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Оборудование: учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс), рабочая тетрадь, мультфильм «Про дружбу», видеоролик «Ералаш», раздаточный материал, памятки «Учимся дружно жить в классе», наглядный материал на доске (смайлики), ноутбук, проектор, презентация (у автора).
Тип урока: урок-практикум.
Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Межпредметные связи: обществознание и психология.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Психологический настрой. | |
Мотивирует на успешную работу. Слайд 1 – Здравствуйте, дети. Сегодня урок у нас необычный, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. – Возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте своему соседу хорошего настроения. А теперь повторяйте за мной: мы вместе, нас много. В трудную минуту мы придем на помощь друг другу. С каждой минутой мы будем становиться сильнее и сильнее. |
Делятся на группы (4 группы) Стоя повторяют кричалку |
2. Актуализация знаний. | |
Проверить знания уч-ся по теме «Образование и самообразование» Фронтальный опрос по теме:
Сообщения уч-ся о школе, в которой учились родители. – Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной? Как мы видим, школа – это не только знания, но и отношения между одноклассниками, общение, взаимопомощь. |
Ответы детей Заранее подготовлены 2 ученика (Сообщение) |
3. Постановка учебной задачи. | |
Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока. – Прошу внимание на экран Видеоролик «Ералаш» Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Данные вопросы я вам задала не зря. Подумайте, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как обозначим нашу тему? Тема урока: Учимся дружно жить в классе – Посмотрите на тему урока и скажите, какая задача перед нами стоит? Цель: рассмотреть особенности дружбы в жизни класса В течение урока нам предстоит ответить на вопрос: – Важна ли дружба в жизни? |
Формулируют тему урока Формулируют цель урока
|
4. Практическая часть (Ситуативный практикум). | |
«Паровозик дружбы» – Мы сегодня с вами едим путешествовать. Разместитесь все по вагонам. В каждый вагон помещается не более 6 человек 1). Упражнение «Ассоциации» Работа у доски Учащимся предлагается назвать слова-ассоциации к слову «дружба» на следующие буквы: (На доске буквы)
– Что означают эти слова? – Что такое Дружба? Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. |
Учащиеся расселяют себя по вагонам Записывают слова на доске
Отвечают на вопрос Записывают в тетрадь |
2). Упражнение «Дерево без листьев» Групповая работа Ребята запомните: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека. Если есть дружба, значит есть – друг. А зачем человеку друг? Наверное вы уже задаете себе очень важный вопрос: А какой друг Я? На столах лежат деревья, посмотрите и скажите: – Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев? Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). – Давайте дерево украсим листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им!!! Прикрепите листочки. Каждый лист – это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! Задание: На дереве – Составьте образ настоящего друга, перечислив черты характера, которыми он должен обладать. (Доброта, щедрость, верность, честность, гуманность, открытость, внимательность, понимание, чуткость, надежность, привязанность, преданность, уважение, доверие, солидарность, духовная близость, умение хранить тайну…) Индивидуальная работа А какие чувства сейчас вызывает у вас это дерево? Если сделать рамку (на перемене) это будет картина сильного прекрасного дерева. Пусть это будет символом вашей дружбы, крепкой и надежной дружбы одноклассников. |
Составляют кластер в группах
|
3) Упражнение «Пословицы и поговорки о дружбе» – Ребята, о дружбе и друзьях сложено много пословиц. Какие вы знаете? |
Вспоминают пословицы и поговорки о дружбе. |
4) Представление проекта «Наш класс» – Немало стихов и рассказов посвящено школьной дружбе. Как вы думаете почему тема школьной дружбы волнует людей разного возраста. Что для вас означают слова «Дружный класс»? – Проект «Наш класс». – Очень разные образы у нас вырисовываются. Поэтому, что бы жить в согласии с окружающими, люди придумали правила общения. Я предлагаю вам в группах составить ваши правила общения в вашем классе. А за основу взять текст учебника и ваш жизненный опыт, ведь вы уже вместе 5 год. |
Проект 2 ученика «Наш класс» Составляют правила общения |
5) Памятки «Учимся дружно жить в классе» (Приложение 2 у автора) |
Каждому ученику раздаются памятки. Готовит 1 ученик |
6) Упражнение «Пожелание другу» Каждому учащемуся раздается лепесток ромашки, нужно подписать кому он адресован и написать пожелание – Ребята, напишите пожелание своему однокласснику. |
Пишут пожелание одноклассникам |
5. Рефлексия. Подведение итогов. | |
1) – Возможно ли существование без дружбы? Важна ли дружба в жизни? |
Отвечают на вопросы. |
2) Обобщение полученных на уроке знаний – Что мы узнали на уроке? – Чему мы научились? – Где пригодятся, полученные знания Оцените результат своей и групповой работы. Нарисуйте смайлик, с каким настроением закончили урок. 3) Педагогическое оценивание Я от души желаю вам беречь и хранить дружбу. Наш урок мне хотелось бы завершить замечательными словами В.Г. Белинского «Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами поработать. Надеюсь, вам тоже. |
Отвечают на вопросы.
|
6. Задание на дом. | |
Объясняет д/з. Параграф 8. На выбор:
|
Выбирают и записывают д/з. |