Введение
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения уроков по изучению данной темы во 2 классе и опыта использования элементов системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира.
Предмет окружающего мира в начальной школе очень интересный, но в тоже время сложный с точки зрения подготовки учителя, так как он интегрирует в себе начальные знания по географии, биологии, физике, химии, истории, обществознанию и краеведению. Знания по этим предметам непросто даются учащимся в средних и старших классах, а учителю начальных классов нужно не только донести до младшего школьника знания, но и сделать так, чтобы эти знания прочно усвоились и создали фундамент для будущей работы учителей-предметников.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление и тактильная память, а значит, если ребёнок на уроке просто увидел и услышал информацию, то можно сказать - ничего с урока не вынес. А вот если что-то потрогал, сделал своими руками или сам добыл информацию, то это всё останется в его памяти надолго. Именно поэтому, на уроках стараюсь использовать деятельностный подход, т.е. ребята должны обязательно на уроке действовать, добывать знания, прикасаться ко всему, что изучаем.
На данном уроке мы попробовали показать, как обычная игрушка (кинетический песок) может помочь изучить непростую тему по окружающему миру. Мы не всегда имеем возможность вблизи рассмотреть горы, овраги, но мы можем создать их модели прямо на уроке. Задачей учащихся на уроке было выяснить, какие формы земной поверхности существуют (в этом помогла групповая работа с карточками), и чем они отличаются (наглядное сравнение моделей земной поверхности, которые ребята сами сделали из песка).
Кинетический песок очень удобен тем, что легко принимает любую форму, не такой сыпучий как обычный, размывается водой и легко удаляется с рук и поверхности стола. Лучше использовать его в прозрачном пластиковом контейнере, где удобно будет формировать «земную поверхность», а затем демонстрировать её классу. Таким образом, по ходу изучения темы ребята были распределены по группам, каждая группа исследовала одну из форм земной поверхности: работали с текстом, где добывали необходимую информацию, отвечали на вопросы, создавали модель земной поверхности, презентовали свою модель классу и составляли кластер, который явился итогом урока.
Цели педагогической деятельности | Создать условия для формирования представления о формах земной поверхности |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Планируемые |
Предметные:
Метапредметные:
Личностные: формировать собственный социально ориентированный взгляд на разнообразие природы; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; формировать умение принимать социальную роль обучающегося; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Методы и формы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Образовательные |
Презентация «Формы земной поверхности», Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс, в 2 частях. Часть 2. – Москва: «Просвещение», 2017. |
Технологическая карта урока
Заключение
Данная методическая разработка была представлена педагогической общественности во время районного конкурса «Учитель года» и получила высокую оценку членов жюри и педагогов. Урок очень понравился детям, цель урока была достигнута.
Думаю, что опыт проведения данного урока с использованием элементов деятельностного подхода будет интересен учителям начальных классов не только во время изучения темы «Формы земной поверхности», но и во внеурочной деятельности, на занятиях по краеведению при изучении родного края.
Литература
- Окружающий мир. 1–4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е.М.Васина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, А.Е.Соловьева. — М.: Просвещение, 2017. — 95 с. — (Школа России).
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс, в 2 частях. Часть 2. – Москва: «Просвещение», 2017.
- Тропкина Л.А. Развивающие образовательные технологии. – Волгоград: Учитель, 2014.