Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации, сложности в установлении контакта и дальнейшего его продуктивного продолжения, а кому-то труден выход из ситуации общения. Все вышеперечисленное может быть вызвано недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией, что недопустимо для профессии – педагог.
С целью получения наилучшего контакта между сотрудниками и как следствие получение более продуктивной деятельности в нашем дошкольном отделении практикуется ведение социально-коммуникативных тренингов. С конспектом одного из них мы предлагаем ознакомиться.
Цель: сплочение коллектива.
Задачи:
- Учить педагогов рассуждать, дискуссировать и высказывать свою точку зрения. Получение информации о личностных качествах друг друга сотрудниками учреждения.
- способствовать формированию взаимопонимания других людей, получение взаимообратной связи.
- развитие навыков общения и рефлексии.
Количество человек: 10-20.
Используемая литература: «Классный час с психологом» - методическое пособие.– 2е изд.; доп. и перераб.– М.: Глобус, 2007.
Оборудование: 2-3 веревки или каната, длинной два-три метра.
Ход тренинга
Организационный момент
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами будет необычное собрание, но прежде чем начать его я бы хотела вам огласить правила проведения данного собрания:
- Правило «говорить по очереди», т.е. если один говорит, то все остальные молчат и не перебивают
- Правило «положительной обратной связи». Это значит, что все участники могут рассказать друг другу, кто как себя вел во время игры, и что можно было бы сделать лучше.
- Правило «здесь и теперь», которое говорит о том, что обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе, т.е. нельзя говорить: «А вот если бы здесь был другой человек, то…».
- Правило «закрытости группы» или «здесь и сейчас», которое говорит о том, что после того как наше собрание закончится, его нельзя обсуждать или что-либо высказывать по этому поводу. Если вы хотите что-то сказать, то вы говорите это во время занятия или не говорите этого вообще.
- Правило «искренности», т.е. вы говорите только правду, не врете.
- Правило «стоп», смысл которого в том, что любой участник может прекратить любую процедуру, если она задевает его личность.
Теперь, после того как вы ознакомились с правилами, я бы хотела с вами познакомиться, но необычным способом. Кто-то первый, кто сам захочет, назовет свое имя и два качества — одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый человек, а затем говорит о себе. Третий человек повторяет слова первого, второго, а затем говорит о себе. Далее все повторяют снова только 2х предыдущих участников. Кто хочет быть первым?
После знакомства педагогам задаются следующие вопросы: что было труднее: говорить о себе или повторять за другими? И почему? Отвечают на вопросы по желанию.(10-15мин.).
Основная часть
В общении очень важно, чтоб вас понимали и вы понимали собеседника, как вы думаете, для чего нам это необходимо и почему это так важно? (3-5 мин.)
Далее игра «испорченный телефон» (15-20 мин).
Для этого необходимо попросить 10-17 человек попросить быть участниками, а остальных побыть наблюдателями. Участников игры попросить выйти за дверь и дать им инструкцию: «Сейчас вы будите передавать друг другу информацию. Вы по очереди будете входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому текст скажу я, он скажет второму и т.д. Ваша задача—передать информацию следующему как можно более точно, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая информацию и не добавляя. Делать можно все, что угодно, только записывать нельзя. Понятно?».
Инструкция для наблюдателей: «ваша задача следить за тем, кто и как точно будет передавать текст».
Текст:
Марфуша была примерной девочкой.
Училась в школе.
Уроки не прогуливала,
Училась на одни пятерки,
Допоздна не гуляла, домой приходила в 8 часов.
Но вот пошла она как-то гулять и встретила НЛО. С тех пор все не как у людей:
Стала прогуливать школу,
Учиться на двойки,
И допоздна гулять.
Обсуждение игры: анализируется количество допущенных ошибок и кто их допустил. Затем для того, чтоб понять причину ошибок давайте мы немного порассуждаем.
1-й вопрос: «Когда вы говорили, передавали информацию, вы говорили чтоб просто сказать или чтоб вас услышали и поняли?» (нужно прийти к выводу, что когда вы говорите, необходимо обращать внимание на собеседника: слышит ли он вам, понимает. Это можно определить по выражению лица или по удивленным глазам и т.п.).
2-й вопрос: «Кто помнит инструкцию, которую получали участники игру за дверью?». После того, как воспроизведут инструкцию можно задать вопрос: «А что значит «делать все, что угодно, кроме того, как записывать. Понятно?»». Все слышали эту фразу, но большинство не обратили внимания на эту фразу и механически ответили на эту фразу: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т.п. Именно по этому, когда что-либо объясняешь, задавать вопрос: «Понятно?», не надо, потому что у всех на него один ответ: «Понятно», а понимания при этом может и не быть.
Заключительная часть
Игра «Завязать узел»
Участникам предлагается разделиться на 2 или 3 равные команды, в зависимости от количества человек. Для проведения этой игры необходимо 2-3 веревки длинной 2-3 метра. Команды, выстраиваются в шеренги. Каждый берет в обе руки верёвку и распределяются равномерно по ней. Задача — как можно быстрее завязать узел ровно посередине, но при этом открывать от веревки рук или перемещать их по веревке нельзя.
Подведение итогов. Обсуждение проведенного собрания повторение основных выводов, к которым приходили в течение тренинга.