Детский творческий проект по теме «Наш веселый хоровод»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклор, Масленица, проект в детском саду


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Краткое содержание проекта (аннотация)

В проекте представлены мероприятия, основанные на народном фольклоре.
Праздник – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа.
Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют проявления: любовь к Родине, к своему народу.
В проекте представлены не только праздники, но и музыкально-игровые действия для организации и проведения бесед, занятий в повседневной жизни детей.

  • «Осенины» («Рябинник», «Свадебник», «Кузьминки»)
  • «Зимние святки» («Новогодье», «Масленица»)
  • «Веснянки» («Апрель – снегогон», «Май – травень»,  «Сороки»
  • «Зеленые святки»  («Семик», «Спасовки»)

Постановка проблемы

В современном мире технических революций и новых технологий, хотелось бы, чтобы не только дети, но и сами взрослые могли осознать удивительную народную мудрость и наблюдательность, прониклись народным мировоззрением, поняли жизненный уклад народа, его традиции, особенности языка, искусство ремесла, что формировались веками.
Умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края.

Причины (формулировки с «не» и «нет»)

Если этот опыт в его творческом развитии войдет в жизнь детей всех возрастов, то дети не только познакомятся с народными традициями, но и внесут полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь.
Мудрость народной культуры делает и их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Цель и задачи реализации проекта

ЦЕЛЬ: Использовать народное искусство как важное средство для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать речь  дошкольников средствами народного фольклора.
  • Знакомить детей с предметами народного творчества, воспитывать уважение к людям труда и предметам, произведенных ими.
  • Средствами синтеза искусств воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней, чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
  • Воспитывать чувства дружбы к людям другой национальности.

Предполагаемый результат

Младшая группа: (2-4 года)

  • Проявляют интерес к русской народной музыке, знают народные потешки, загадки, стихи.
  • Водят хороводы, играют в народные уральские игры
  • Знают и играют на народных инструментах: свирель, бубен, ложки, балалайка.
  • Знакомы с народными праздниками: Масленица, Троица, Спасовки: медовый, ореховый, яблочный.

Средний дошкольный возраст: (4-5 лет)

  • Узнают народные песни, некоторые произведения уральских композиторов.
  • Поют потешки, прибаутки, колыбельные песни.
  • Знают и играют на некоторых русских народных инструментах: свирель, бубен, ложки, балалайка, домра. Гитара, гармонь, баян.
  • Водят хороводы: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета)
  • Играют в народные игры как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Старший дошкольный возраст: (5–7 лет)

  • Знают Уральских композиторов, писавших для детей: П.Чайковский, Е.Родыгин, Л.Лядова, В.Биберган, Басок, И.Манакова и др.
  • Поют Уральские и народные песни (календарные, лирические, обрядовые), частушки, дразнилки, доступные детскому пониманию.
  • Знают инструменты народов Урала: гусли, волынка и др.
  • Знают народные праздники Урала и обыгрывают их: (русские, татарские, башкирские, мари, мордва, уральских композиторов, уральских казаков).
  • Владеют драматизацией произведений Уральских писателей: П.П.Бажов, Д.Н.Мамин-Сибиряк.
  • Знают музыку Уральского народного хора, его состав: оркестр народных инструментов, танцевальная группа, хор.
  • Знакомы с музыкальными структурами:

- Уральская консерватория имени М.Мусоргского, где учатся музыканты, композиторы, исполнители.
- Филармония г. Екатеринбург, симфонический оркестр.
- Зал филармонии Социально – Культурного Центра города Каменска-Уральского.
- Узнают и поют Гимн России.
- Узнают Гимн города Каменска-Уральского.
- Узнают песню о Свердловске Е.Родыгина.

Продукты проекта

  • Разработка системы педагогического  мониторинга достижения планируемых результатов усвоения содержания ООП ОП в разделе «Нравственное воспитание» дошкольниками детского сада.
  • Разработка системы мониторинга достижения  планируемых результатов усвоения содержания ООП ОП в разделе «Народное творчество» дошкольниками детского сада.
  • Выставка  совместных работ детей и родителей: кукла  «Масленица»
  • Выставка работ детей – роспись модели – «Индюк»
  • Выставка работ родителей и детей - кукол разных видов театра.
  • Мастер-класс с педагогом художественной школы: роспись модели «Индюк»
  • Сценарии мероприятий:
  • Конспекты занятий фольклорного материала по месяцам сезона, включая Лето;
  • Картотека Уральских народных игр.
  • Картотека считалок, фонепедических упражнений, пословиц, скороговорок, артикуляционной гимнастики.

Период реализации

2019 – 2020  учебный год

Программно-методическое обеспечение реализации проекта

  1. Е.Ю.АЛЕКСАНДРОВА, Е.П.ГОРДЕЕВА, М.П.ПОМСТНИКОВА, Г.П.ПОПОВА
  2. «СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ» / ВОЛГОГРАД: УЧИТЕЛЬ, 2007 г.
  3. С.И.МЕРЗЛЯКОВА, Т.П.МНРЗЛЯКОВА «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД». МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ВЫПУСК 1 / ВЛАДОС, БИБЛИОТЕКА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА МУЗЫКИ
  4. И.А.БОЙЧУК «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ» / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2013 г.

Мероприятия по реализации проекта 2019–2020 гг.

ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА

МАСЛЕНИЦА