Цель: Познакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре.
Задачи:
- Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающему миру.
- Продолжать знакомить воспитанников с произведениями искусства, на которых изображена природа; уточнить, что художественные произведения созданы руками человека на основе полученных впечатлений от природы.
- Воспитывать у детей умение замечать разнообразные, интересные и красивые явления природы и отражать свои впечатления в рисунках.
Материал: картины, репродукции, слайды, музыкальная подборка, видеозапись, белая бумага А4, кисти, гуашь, стаканчики для воды, бумажные салфетки, почтовая коробка, мольберты.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята (звучит музыка).
Воспитатель предлагает детям новую форму приветствия:
Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука
Здравствуй, друг
Здравствуй, друг
Здравствуй, весь наш дружный кругЯ люблю свой детский сад
В нем полным-полно ребят
Может сто, а может двести
Хорошо, когда мы вместе.Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку картин и репродукций.
Вопросы к детям: Какие из этих картин и репродукций вы видели раньше? Где? Что изображено на них? Что вам понравилось больше всего?
Вносят посылку. Рассматриваем книгу, читаем письмо: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Палитра. Я обращаюсь к вам за помощью. Из моей любимой книги выпали страницы и разлетелись в разные стороны света, помогите, пожалуйста, восстановить мою книгу в прежнем виде. Разглядывайте ее внимательно и тогда вы поймете, о чем эта книга. А еще вам от меня подсказка-стихотворение».
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Стихи о радуге»
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Вопросы к детям: О чем говориться в стихотворение? С чем сравнивает автор радугу? Долго ли мы можем любоваться радужным явлением? (ответы детей)
Показ слайдов о радуге (музыка)
Вопросы к детям:
- Ребята, кто из вас видел радугу?
- Когда мы можем наблюдать за радугой?
- Какие цвета в ней были? (ответы детей)
Воспитатель: Надо отметить, что цвета в радуге всегда располагаются по порядку.
Чтение стихотворения А.Вагнера «Цвета радуги» (музыка)
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится-
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.Синий
В синем море островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок-
Синий-синий василек.Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Рассказ воспитателя детям о холодных и теплых цветах.
Вопросы к детям: Кому мы сегодня хотели помочь и как? Что можно сделать для восстановления книжки Палитры? Давайте подумаем, что нам понадобиться для работы.
Послушайте загадку.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (краски и кисточка)
Задание детям: изобразить на листе бумаги свои представления и ассоциации, связанные с тем или иным цветом.
Физкультминутка
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем.
Скачем на носочке.
И друг другу даже
Языки покажем.
Шире рот откроем,
Гримассы все состроим.
Просмотр мультфильма «Про краски»
Рассматриваем работы детей, обсуждаем, вкладываем рисунки в книгу, любуемся.