Задания к уроку спроектированы на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий проблемного обучения.
К уроку использовались:
1. Вопросы для размышления.
2. Ситуация из жизни.
3. Работа с текстом.
4. Работа с рубрикой: Подумай!
5. Игра «Найди пару»
Цель задания: познакомить с понятием «совесть», «стыд».
Задачи:
- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные
- Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Метапредметные
- Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
Личностные
- Осознавать, для чего людям нужна совесть
Постановка учебной задачи:
Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию.
Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.
- Привет! – сказал он ребятам.
- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!
- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – сказал Максим.
- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!
- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? (Совесть)
Работа в группах: сформулируйте понятие совести
Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний
1. Работа с учебником, находят в учебнике понятие «совесть».
2. Прочитываются слова Демокрита.
3. Прочитываются слова из словаря Даля.
4. Построение алгоритма слова совесть (чтение самостоятельно и коллективно).
Совесть заставляет:
- размышлять о своих поступках
- критически оценивать свои поступки
- напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности
- игнорирует хитрые оправдания
- заставляет говорить о себе правду
- наш внутренний судья
Первичное закрепление учебного материала
Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? ( Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём поступке, мучается, ходит с поникшей головой.
Какой момент вы видите на картинке учебника.
1.Работа с рубрикой подумай!
Как вы понимаете выражения
- «Сделано на совесть»
- «Без зазрения совести»
- «Будет на моей совести»
- «Жить по совести»
Прослушивание текста «Совесть» А.Гайдар
Нина Корноухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели. Как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой. То Нина смекнула. В чём дело. И решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! – строго сказала она.
И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! – удивлённо ответил малыш
- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом. Потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет. Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над головой птицы.
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
(ответить на вопросы после прочтения текста)
1. Почему Нина Корноухова не пошла в школу?
2. Кого встретила Нина в роще?
3. Какими словами она его обзывала?
4. Как вы понимаете последние строки текста?
5. Как бы вы поступили?
6. Почему Нина не подняла книг перед малышом?
Что же такое стыд? Работа в парах
(Стыд - человек оценивает свои поступки, хочет исправить ошибку и не совершать подобного)
Чем совесть отличается от стыда?
Ответы ребят.
Составим портрет совестливого человека при этом правильно употребив слово «совесть»
Игра «Найди пару» (работают в паре заготовки у каждой пары)
Поступать вопреки своим убеждениям | жить по совести |
Жить честно, справедливо |
делать на совесть |
Делать что-либо хорошо, добросовестно |
поступать против совести |
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести |
поступать без зазрения совести |
Поступать без стыда, без стеснения |
поступок на его совести |
Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то |
жить со спокойной совестью |
Вывод:
- Что такое совесть?
- Что такое стыд?
- Пригодятся вам полученные знания в жизни?