Технология проблемного обучения. Тема: "Совесть"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: совесть, стыд


Задания к уроку спроектированы на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий проблемного обучения.

К уроку использовались:

1. Вопросы для размышления.

2. Ситуация из жизни.

3. Работа с текстом.

4. Работа с рубрикой: Подумай!

5. Игра «Найди пару»

Цель задания: познакомить с понятием «совесть», «стыд».

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Метапредметные

  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Личностные

  • Осознавать, для чего людям нужна совесть

Постановка учебной задачи:

Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию.

Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

- Привет! – сказал он ребятам.

- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!

- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – сказал Максим.

- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!

- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? (Совесть)

Работа в группах: сформулируйте понятие совести

Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний

1. Работа с учебником, находят в учебнике понятие «совесть».

2. Прочитываются слова Демокрита.

3. Прочитываются слова из словаря Даля.

4. Построение алгоритма слова совесть (чтение самостоятельно и коллективно).

Совесть заставляет:

  • размышлять о своих поступках
  • критически оценивать свои поступки
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности
  • игнорирует хитрые оправдания
  • заставляет говорить о себе правду
  • наш внутренний судья

Первичное закрепление учебного материала

Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? ( Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём поступке, мучается, ходит с поникшей головой.

Какой момент вы видите на картинке учебника.

1.Работа с рубрикой подумай!

Как вы понимаете выражения

  • «Сделано на совесть»
  • «Без зазрения совести»
  • «Будет на моей совести»
  • «Жить по совести»

Прослушивание текста «Совесть» А.Гайдар

Нина Корноухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели. Как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой. То Нина смекнула. В чём дело. И решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! – строго сказала она.

И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! – удивлённо ответил малыш

- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом. Потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет. Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над головой птицы.

И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

(ответить на вопросы после прочтения текста)

1. Почему Нина Корноухова не пошла в школу?

2. Кого встретила Нина в роще?

3. Какими словами она его обзывала?

4. Как вы понимаете последние строки текста?

5. Как бы вы поступили?

6. Почему Нина не подняла книг перед малышом?

Что же такое стыд? Работа в парах

(Стыд - человек оценивает свои поступки, хочет исправить ошибку и не совершать подобного)

Чем совесть отличается от стыда?

Ответы ребят.

Составим портрет совестливого человека при этом правильно употребив слово «совесть»

Игра «Найди пару» (работают в паре заготовки у каждой пары)

Поступать вопреки своим убеждениям

жить по совести

Жить честно, справедливо

делать на совесть

Делать что-либо хорошо, добросовестно

поступать против совести

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести

поступать без зазрения совести

Поступать без стыда, без стеснения

поступок на его совести

Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то

жить со спокойной совестью

Вывод:

  • Что такое совесть?
  • Что такое стыд?
  • Пригодятся вам полученные знания в жизни?