Образовательный проект «Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности детей, а также средствами театрализованного мастерства, в ходе приобщения их к истории, культуре и природе Урала»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, музыкально-театральная сказка


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема образовательного проекта

«Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности дошкольников, а также средствами театрализованного мастерства, в ходе приобщения детей к истории, культуре и природе Урала»

Постановка проблемы

По результатам наблюдений в процессе музыкальной деятельности, многие дети ДОУ нуждаются в развитии речи либо в ее коррекции. Развитие связной речи у дошкольников является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место любая речевая патология.

Причины:
(формулировки с «не» и «нет»)

Речь следует формировать не изолированно, а в комплексе с общим развитием интеллекта, через различные виды музыкальной деятельности. (Доктор пед. наук, профессор Г.В.Чиркина)

Не все дети могут быть вовлечены в театральный процесс.

Недостаточная осведомленность родителей.

Цель (вытекает из проблемы)

Формировать культуру и технику речи в процессе активизации познавательных процессов, занятий музыкой и ритмикой

Задачи (вытекают из причин)

Развивать дыхание и свободу речевого аппарата.

Уметь владеть:

  • правильной артикуляцией;
  • четкой дикцией;
  • разнообразной интонацией;
  • логикой речи и орфоэпией.

Развивать связную образную речь, творческую фантазию.
Уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Содержание проекта:
описание путей и методов достижения.

Процесс театральных занятий строится на основе:

  • Развивающих методик
  • Создание проблемных ситуации
  • Достижение результата через коллективное творчество
  • Сюжетное построение занятия
  • Работа в зоне ближайшего развития
  • Индивидуальный подход и уважение к личности ребенка
  • Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах.

Ожидаемые результаты

1. Разработка системы педагогического мониторинга достижения планируемых результатов усвоения содержания ОПП ОП ДО в разделе «Развитие речи» дошкольниками детского сада.

2. Картотека творческих игр и этюдов, напрввленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

3. Детские проекты:

- «По странам и континентам»
- «Путешествие в здравгород»
- «Наш веселый хоровод»
- «Герои воинской славы»
- «Игры нашего двора»

4. Театрализованные постановки: «Чипполино», «Осенняя ярмарка», «День рождения Медвежонка», «Теремок», «Колобок», «Пожар в лесу» и др.

5. Взаимодействие с объектами культуры:
- Библиотека: кукольный спектакль «Огниво» Г.Х.Андерсен, чтение сказки Гаршин В.М. «Лягушка-путешественница»
- Социально-культурный центр: «Шоу Барбанщиков»
6. Выставка поделок к сказке «Чипполино»
7. Конспекты занятий: «Осенняя ярмарка», «Протальник или Сороки», Снегогон или Благовещание», «Травень или в Хороводе были мы», «Семик» и др.
8. Представление своего педагогического опыта на разных уровнях: городской, всероссийский:
- конкурс чтецов (Городская библиотека имени Островского)
- конкурс поделок к сказке Дж.Родари «Чипполино»
- представление педагогического образовательного проекта на
Фестивале пед.идей «Открытый урок».
9. Курсы повышения квалификации:
- «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника». Г.В.Урадовских.
- Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС». Метенова Н.М.

Мониторинг

Подготовительная группа:

Музыка

I полугодие II полугодие
2–8 % 2–14 %
3–92 % 3–86 %

Увеличение среднего уровня дошкольников дает один ребенок, который не посещал Детский сад в первом полугодии.

Развитие речи:

I полугодие II полугодие
2–64 % 2–21 %
3–36 % 3–79 %

Период реализации пр.

2019–2020 учебный год

Литература

  1. Чурилова Э.Г. Программа «Арт-фантазия»
  2. Толстикова О.В. «Ознакомление дошкольников с историей, культурой и природой Урала» 2016.
  3. Мерзлякова С.И. «Наш веселый хоровод» Выпуск 1 / Владос. Библиотека музыкального руководителя.
  4. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» / Москва, Владос, 1997.
  5. Рыжова В.А. «Наш дом - природа».
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Мероприятия по реализации проекта 2019–2020 гг.