Путешествие в сенсорную комнату как средство сохранения психологического здоровья детей, оставшихся без попечения родителей

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: сенсорная комната


По данным статистики  в России насчитывается боле 600 тысяч детей-сирот с тяжелой хронической патологией нервной системы и психики, детей-инвалидов, детей с сопутствующей соматической патологией, относящихся к наиболее низким группам развития. Лишь 4.7% детей можно квалифицировать  как практически здоровые.

Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям, так как рождаются недоношенным, имеют недостаточную массу тела и признаки морфофункциональной незрелости. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот.

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка, и чем раньше он попадает в сиротское учреждение,  тем более необратимыми могут быть отклонения в  психическом  и познавательном развитии. В связи с этим остро  встает проблема ранней коррекции возможных нарушений.

Эффективным средством оказания психологической помощи является сенсорная комната. Сенсорная комната – это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.  Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Цели использования сенсорной комнаты:

  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия.
  • Создание и стабилизация положительного эмоционального состояния и развития детей.
  • Стимуляция сенсорной деятельности и двигательной активности детей.
  • Активизация различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
  • Проведение развивающих занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения.
  • Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)
  • Развитие двигательных функций, общей моторики.

В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активационный.

В релаксационный блок входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

А если, наоборот, ребенок вял и пассивен? В таком случае необходимо его активизировать. Занятия в сенсорной комнате с применением игр в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

С детьми раннего возраста занятия организуются в форме игры. Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей ребёнка, его эмоциональных реакций.

В нашей сенсорной комнате есть различное оборудование, но детей особо привлекает:

- Пучок фибероптических волокон, который позволяет развивать мелкую моторику, зрительные анализаторы, снимает мышечное напряжение, повышает речевую активность.

Используем различные игры-упражнения: «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Узелки», «Дождик кап-кап», «Ку-ку» и другие.

- Настенное панно - фиброоптические нити с зеркалом. Панно представляет из себя рамку с фибероптическими нитями на фоне безопасного зеркала из пластика. Зеркало создает объем. Получается эффект светящегося разными цветами дождя, льющегося из облачков. Панно предназначено для стимуляции зрения и тактильных ощущений, развития мелкой моторики. Используются игры-упражнения: «Кто в зеркале», «Разбираем бусинки», «Подари мишке бусы» и другие.

- Светильник «Фонтан света» или «Сказочный цветок» используется для стимуляции зрительного восприятие, концентрации внимания, развития творческого воображения. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее и расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты. Примерные игры-упражнения: «Подуй на цветок», «Назови цвет», «Собери букет»

- Зеркальный шар. При одновременной работе данных приборов возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущения сказки, героями которой становятся те, кто находится в сенсорной комнате. Дополнительный эффект создается при автоматической смене цвета луча, направленного на зеркальный шар. Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных упражнений, а также для развития активных движений, концентрации внимания, зрительно ориентировочных реакций. Например: «Поймай взглядом», «Поймай ладошками», «Покажи, где зайчик»

- Световой модуль для рисования песком предназначен для зрительной стимуляции, развития мелкой моторики, воображения, снятия психоэмоционального напряжения. Детям предлагаются игры-упражнения: «Знакомство со свойствами песка», «Геометрические фигуры», «Рисунки», «Сюжетные постройки» или свободная деятельность.

- Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.

Для того, чтобы отследить изменения в эмоционально-волевой сфере детей использовалась методика «Оценка развития эмоционально-волевой сферы». Источник: Детская практическая психология/под. ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Гардарики, 2000.

Исходя из полученных данных, можно увидеть, что дети стали вести себя более адекватнее как со сверстниками, так и с персоналом дома ребенка. Стали внимательнее, менее плаксивее, дети стали чаще улыбаться.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

первичное

Повторное

первичное

повторное

первичное

повторное

Контактность

53%

73%

30%

20%

17%

7%

Внимание

39%

44%

43%

40%

18%

16%

Фон настроения

47%

59%

34%

26%

19%

15%

На каждого ребенка, занимающегося в сенсорной комнате, заведена «Карта наблюдений», в которой отмечается психоэмоциональное состояние ребенка, его реакция на световые, тактильные, звуковые раздражители, координация движений, концентрация внимания, речевая активность и активность в поведении.

Благодаря карте, мы можем отследить за состоянием ребенка от занятия к занятию, увидеть его улучшение.

На своем опыте убедились, что пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, способствует сокращению адаптационного периода, улучшает общее самочувствие, нормализует сон.

А так же оборудование сенсорной комнаты, оказывает положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы и позволяет активизировать речевое и познавательное развитие детей.

Литература

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой, В.Л.Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007.
  3. Титарь А.И.Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009.