Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на современном этапе развития важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться» [2], способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные) стали показателями гармоничного развития личности, обеспечивающими широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Также в Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание. Она организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса ОКВК. Часы, отводимые на нее, используются по желанию кадет и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность в Омском кадетском военном корпусе проходит только через совместную деятельность педагогов, воспитателей и кадет, воспитанников друг с другом, в которой идет присвоение, а не просто узнавание кадетами ценностей. При этом процесс охватывает и пронизывает собой все виды и учебной и внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся позволяет создать единое образовательно-развивающее пространство, которое способствует возникновению благоприятных условий для развития личности воспитанников.
Одной из важнейших задач построения внеурочной деятельности в Омском кадетском военном корпусе является формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся. К ним относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; освоение новых видов деятельности; участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Условием эффективного формирования личностных УУД является умение воспитателя увидеть в кадете различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но прежде всего его положительные качества и способности, суметь максимально раскрыть их и помочь сформировать уверенность в своих силах. Также искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей воспитания, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время в конкретном коллективе для конкретного кадета принесут наибольший успех.
С целью решения поставленной задачи (формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся) педагоги включают кадет в разнообразные виды внеурочной деятельности.
Так, кадеты 7-8 классов принимают активное участие в процессе планирования и реализации деятельности самоуправления: наряды, дежурство, изучение мнений кадет по различной тематике, участие в общественной жизни.
Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знаний осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности в течение учебного года, а также в период Летней школы по профилям: физико-математический, информационно-математический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный, духовно-нравственный, общекультурный.
Развитие устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания является главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах, соревнованиях. Также здесь идет закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия, развитие ключевых компетентностей кадет.
Формированию готовности к выбору профильного образования содействует участие кадет в деятельности научного общества «Поиск» (секции: математика и информатика, иностранные языки, история и филология, естественные науки, музыкальное и изобразительное искусство).
Умение строить жизненные планы, готовность к выбору будущей профессии развиваются у кадет в дополнительном образовании по направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физико-математическое.
Ориентация на ценность здоровья, позитивную моральную самооценку, общественно полезную деятельность происходит в рамках участия в различных проектах, например, в мероприятиях месячника, посвященного ЗОЖ.
Формированию экологического сознания, признанию высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, ориентации в системе моральных норм и ценностей способствует включение кадет в социальную акцию «Реки впадают в моря».
Формирование основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями, также развитие творческих способностей происходит в процессе работы кадет над материалами журнала «КАДЕТка», газеты «Будни кадета».
Развитие потребности в самовыражении и самореализации, участия в общественной жизни, социальном признании осуществляется через включение кадет в деятельность по подготовке и проведению различных общественных мероприятий в ОКВК, например, вечер, посвященный 137-летию со дня рождения Д.М. Карбышева, празднование 205 годовщины со дня образования ОКВК, торжественное мероприятие «Последний звонок» для кадет выпускного курса, театрализованное представление «С наступающим Новым 2018 годом!» и т.д.
Большую ценность во внеурочной деятельности представляют конкретные мероприятия воспитательной работы, например, игры или викторины. Игра - очень эмоциональная деятельность, ей принадлежит большая роль в формировании личностных УУД. Во время игры кадеты действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение участников и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем, необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Воспитанники усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Кадеты учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. То есть, игра является «одним из способов освоения обучающимся мира и отношений в нем, способом самоутверждения» [1] кадета, способом формирования личностных УУД. Она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.
Таким образом, многообразие складывающихся в образовательно-развивающем пространстве межличностных отношений дает возможность для приобщения кадет к социальному опыту, опыту эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, овладению опытом творческой деятельности, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.
Список литературы
- Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.