В данном уроке использованы подходы интегрирования предметов информатики с математикой, задействованы информационные технологии, включены аспекты развития функциональной грамотности – формирование творческого потенциала учащихся.
Цель:
- обобщить и систематизировать знания об арифметических действия с натуральными числами, используя алгоритм;
- совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий с использованием компьютерных программ: «Математические пазлы», «Элвин и бурундуки».
- развивать умение составлять алгоритмы и применять полученные знания в нестандартных условиях.
Ход урока
I. Организационный момент
- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
- Мы с вами должны работать по формуле " трёх у”:
- УВЕРЕННОСТЬ.
- УСПЕХ.
- УДОВОЛЬСТВИЕ.
II. Устный счёт. Сообщение темы и цели урока
- Словарная работа. Выполнение задания в Интернете.
- Здесь остаются два ученика, получают карточку с заданием и выполняют его:
Карточка:
- Запустить обозреватель (браузер интернета) Internet Explorer.
- Выйти в Интернет.
- В поисковике напечатать слово «АЛГОРИТМ».
- Найти происхождение слова «АЛГОРИТМ».
- Подготовить сообщение.
- Чтобы тему урока узнать, надо подумать и расшифровать.
- Ответьте на несколько вопросов:
- назовите самое большое число (9625);
- назовите число, в котором количество единиц 1 и 2 класса одинаковые (1001);
- назовите число, в котором 511 десятков (5111);
- назовите число, в котором 72 сотни (7206);
- какое число предшествует числу 3213 (3212).
- Расположите полученные числа, начиная с наименьшего.
Какое зашифрованное слово получили? (Алгоритм.)
Оцените свою работу, отметив галочкой соответствующий смайлик.
III. Сообщение темы урока. «Порядок действий. Алгоритм»
- Что же такое «Алгоритм»?
- Что такое «алгоритм», как вы поняли? (При работе с компьютерными программами очень важно соблюдать порядок действий - алгоритм.)
- Выполняя задания устного счета, мы действовали по алгоритму? (Да)
- Почему вы так считаете? (Потому что действовали в строгом порядке.)
- Какая тема урока? (Порядок действий - алгоритм.)
- Какие цели можем поставить? (Научиться правильно применять алгоритм к заданиям. Самостоятельно составлять алгоритм действий.)
IV. Актуализация знаний по математике
4.1 Повторение таблицы умножения. Математический пазл.
- Ребята, вы любите составлять «Пазлы»? С помощью математического «Пазла» мы проверим таблицу умножения. Чтобы выполнить это задание, нам нужен алгоритм.
Алгоритм работы с «Математическим пазлом».
- Запустить программу.
- Прочитать пример, решить его.
- С помощью мыши и курсора нажать на кнопку правильного ответа.
- Чтобы перейти к следующей таблице, нажми кнопку «перейти».
V. Работа над темой урока
5.1 Работа над числовыми выражениями.
- Давайте вспомним, что такое алгоритм?
- В математике порядок действий тоже очень важен. Давайте выполним задание: разбор примера на порядок действий.
- Что нужно сделать, чтобы решить эти математические выражения? (Знать алгоритм решения числовых выражений.)
Вывод: что бы ответ в выражении получился верным, необходимо правильно выполнить алгоритм решения выражения.
Решение математических выражений
- (58 + 19) – 28 + (70 – 36) =
- (68 – 19) : 7 + (72 – 48) : 4 = 13
Алгоритм решения числовых выражений:
1. Рассмотри выражение.
2. Выясни, есть ли в нём скобки.
3. Если есть, то найди значение выражения в скобках( ).
4. Затем выполни умножение или деление по порядку слева направо * или :
5. Затем выполни сложение или вычитание по порядку слева направо + или –
4.2 Творческая работа над задачей.
Алгоритм работы над задачей.
- Ребята, необходимо ли использовать алгоритм при решении текстовых задач? (Да)
- Почему? (Потому, что действуя последовательно, мы дадим правильный ответ на вопрос задачи?)
- Ребята, представьте себе, что к вам обратился автор учебника математики с просьбой: разработать алгоритм действий для решения задачи.
- Поработаем в парах. Расположите этапы решения задачи в правильной последовательности на чистом листе бумаги, рассуждайте вместе, советуйтесь.
(Один ученик работает у доски)
1. Прочти задачу.
2. Назови условие.
3. Назови требование.
4. Запиши кратко, если необходимо.
5. Составь план решения.
6. Реши задачу.
7. Назови ответ.
- Посмотрите на работу, выполненную у доски.
- Допущены ли ошибки? Нет ошибок.
- Были ли вами допущены ошибки? Сверьте с доской.
- Обязательно ли соблюдать порядок действий алгоритма при решении задачи? (Да!)
- Почему? (Следование по алгоритму приводит к правильному выполнению задачи.)
Оцените свою работу, отметив галочкой соответствующий смайлик.
Нужно придумать задачу на движение и оформить ее в виде математического проекта.
Работа с объектами в программе Paint. Дан набор картинок, вам необходимо выбрать по желанию пару движущихся объектов для создания проекта, представляющих движение разного вида.
Принцип работы с инструментами: выделение, перемещение, перетаскивание, линии, надпись.
Оцените свою работу, отметив галочкой соответствующий смайлик.
5.3 Умножение на однозначное число.
Составление алгоритма умножения на однозначное число столбиком.
- А сейчас мы будем работать с умножением на однозначное число столбиком.
Вспомните алгоритм умножения, воспроизведите его на доске.
Работа в программе «Элвин и бурундуки».
VI. Итог урока
- Сегодня на уроке часто звучало слово алгоритм.
- Что же такое алгоритм? (Порядок при выполнении каких-либо действий)
Насколько он необходим? (Следование по алгоритму приводит к правильному выполнению задачи)
В течение урока вы оценивали свою работу на листах. Посчитайте «улыбающиеся» смайлики и поставьте себе оценку.
- 5 смайликов оценка «5»,
- 4 смайлика, оценка «4».
VII. Рефлексия
Ребята выскажите своё мнение о работе на уроке.
Сегодня …
- было интересно…
- было трудно…
- я научился…
- у меня получилось…