Интегрированный урок по комплексному применению знаний, умений и навыков по математике и информатике в 3-м классе. Тема: "Порядок действий. Алгоритм"

Разделы: Начальная школа


В данном уроке использованы подходы интегрирования предметов информатики с математикой, задействованы информационные технологии, включены аспекты развития функциональной грамотности – формирование творческого потенциала учащихся.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания об арифметических действия с натуральными числами, используя алгоритм;
  • совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий с использованием компьютерных программ: «Математические пазлы», «Элвин и бурундуки».
  • развивать умение составлять алгоритмы и применять полученные знания в нестандартных условиях.

Ход урока

I. Организационный момент

- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

- Мы с вами должны работать по формуле " трёх у”:

  • УВЕРЕННОСТЬ.
  • УСПЕХ.
  • УДОВОЛЬСТВИЕ.

II. Устный счёт. Сообщение темы и цели урока

- Словарная работа. Выполнение задания в Интернете.

- Здесь остаются два ученика, получают карточку с заданием и выполняют его:

Карточка:

  1. Запустить обозреватель (браузер интернета) Internet Explorer.
  2. Выйти в Интернет.
  3. В поисковике напечатать слово «АЛГОРИТМ».
  4. Найти происхождение слова «АЛГОРИТМ».
  5. Подготовить сообщение.

- Чтобы тему урока узнать, надо подумать и расшифровать.

- Ответьте на несколько вопросов:

  1. назовите самое большое число (9625);
  2. назовите число, в котором количество единиц 1 и 2 класса одинаковые (1001);
  3. назовите число, в котором 511 десятков (5111);
  4. назовите число, в котором 72 сотни (7206);
  5. какое число предшествует числу 3213 (3212).

- Расположите полученные числа, начиная с наименьшего.

Какое зашифрованное слово получили? (Алгоритм.)

Оцените свою работу, отметив галочкой соответствующий смайлик.

III. Сообщение темы урока. «Порядок действий. Алгоритм»

- Что же такое «Алгоритм»?

- Что такое «алгоритм», как вы поняли? (При работе с компьютерными программами очень важно соблюдать порядок действий - алгоритм.)

- Выполняя задания устного счета, мы действовали по алгоритму? (Да)

- Почему вы так считаете? (Потому что действовали в строгом порядке.)

- Какая тема урока? (Порядок действий - алгоритм.)

- Какие цели можем поставить? (Научиться правильно применять алгоритм к заданиям. Самостоятельно составлять алгоритм действий.)

IV. Актуализация знаний по математике

4.1 Повторение таблицы умножения. Математический пазл.

- Ребята, вы любите составлять «Пазлы»? С помощью математического «Пазла» мы проверим таблицу умножения. Чтобы выполнить это задание, нам нужен алгоритм.

Алгоритм работы с «Математическим пазлом».

  1. Запустить программу.
  2. Прочитать пример, решить его.
  3. С помощью мыши и курсора нажать на кнопку правильного ответа.
  4. Чтобы перейти к следующей таблице, нажми кнопку «перейти».

V. Работа над темой урока

5.1 Работа над числовыми выражениями.

- Давайте вспомним, что такое алгоритм?

- В математике порядок действий тоже очень важен. Давайте выполним задание: разбор примера на порядок действий.

- Что нужно сделать, чтобы решить эти математические выражения? (Знать алгоритм решения числовых выражений.)

Вывод: что бы ответ в выражении получился верным, необходимо правильно выполнить алгоритм решения выражения.

Решение математических выражений

  1. (58 + 19) – 28 + (70 – 36) =
  2. (68 – 19) : 7 + (72 – 48) : 4 = 13

Алгоритм решения числовых выражений:

1. Рассмотри выражение.
2. Выясни, есть ли в нём скобки.
3. Если есть, то найди значение выражения в скобках( ).
4. Затем выполни умножение или деление по порядку слева направо * или :
5. Затем выполни сложение или вычитание по порядку слева направо + или –

4.2 Творческая работа над задачей.

Алгоритм работы над задачей.

- Ребята, необходимо ли использовать алгоритм при решении текстовых задач? (Да)

- Почему? (Потому, что действуя последовательно, мы дадим правильный ответ на вопрос задачи?)

- Ребята, представьте себе, что к вам обратился автор учебника математики с просьбой: разработать алгоритм действий для решения задачи.

- Поработаем в парах. Расположите этапы решения задачи в правильной последовательности на чистом листе бумаги, рассуждайте вместе, советуйтесь.

(Один ученик работает у доски)

1. Прочти задачу.
2. Назови условие.
3. Назови требование.
4. Запиши кратко, если необходимо.
5. Составь план решения.
6. Реши задачу.
7. Назови ответ.

- Посмотрите на работу, выполненную у доски.

- Допущены ли ошибки? Нет ошибок.

- Были ли вами допущены ошибки? Сверьте с доской.

- Обязательно ли соблюдать порядок действий алгоритма при решении задачи? (Да!)

- Почему? (Следование по алгоритму приводит к правильному выполнению задачи.)

Оцените свою работу, отметив галочкой соответствующий смайлик.

Нужно придумать задачу на движение и оформить ее в виде математического проекта.

Работа с объектами в программе Paint. Дан набор картинок, вам необходимо выбрать по желанию пару движущихся объектов для создания проекта, представляющих движение разного вида.

Принцип работы с инструментами: выделение, перемещение, перетаскивание, линии, надпись.

Оцените свою работу, отметив галочкой соответствующий смайлик.

5.3 Умножение на однозначное число.

Составление алгоритма умножения на однозначное число столбиком.

- А сейчас мы будем работать с умножением на однозначное число столбиком.

Вспомните алгоритм умножения, воспроизведите его на доске.

Работа в программе «Элвин и бурундуки».

VI. Итог урока

- Сегодня на уроке часто звучало слово алгоритм.

- Что же такое алгоритм? (Порядок при выполнении каких-либо действий)

Насколько он необходим? (Следование по алгоритму приводит к правильному выполнению задачи)

В течение урока вы оценивали свою работу на листах. Посчитайте «улыбающиеся» смайлики и поставьте себе оценку.

  • 5 смайликов оценка «5»,
  • 4 смайлика, оценка «4».

VII. Рефлексия

Ребята выскажите своё мнение о работе на уроке.

Сегодня …

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился…
  • у меня получилось…