Внедрение ФГОС. Итоги, проблемы, перспективы

Разделы: Профессия — педагог

Класс: 1

Ключевые слова: ФГОС, тестопластика, нормативно-правовая база


С.1 Цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов все мы пытаемся переосмыслить. Мы задаем себе множество вопросов, на которые порой не можем найти верных ответов. Задумалась и я: как мне работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль начальной школы?

С.2 С 1 сентября 2011 году все 1-е классы нашей Сузунской СОШ №2 перешли на новые стандарты.

Сначала мы изучили нормативно-правовую базу федерального уровня по внедрению ФГОС НОО, затем сформированная рабочая группа по введению ФГОС, состоящая из администрации и учителей начальной школы, составила основную образовательную программу НОО школы. Образовательная программа разработана с учетом внесения в нее планируемых результатов освоения: личностных, метапредметных, предметных результатов. Каждый учитель, набирающий первый класс, составил рабочие программы по учебным предметам на все четыре года.

С.3 ОС «Школа 2100» была выбрана неслучайно. Она имеет полный комплект адаптированных к новым стандартам учебников по всем предметам не только в начальной школе, но и дошкольном образовании и основной школе, что обеспечивает непрерывный курс изучения отдельных предметов. В ОС разработан диагностический материал, который позволяет согласовать «входные» и «выходные» требования на разных ступенях образования, что является важным условием успешной реализации ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей построен по принципу минимакса, что позволяет учитывать индивидуальные возможности ребёнка.

С.4 Для успешной реализации ФГОС в школе на совещаниях проанализированы условия на соответствие образовательного учреждения требованиям ФГОС НОО, в том числе и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

У всех детей и учителей 1-х классов имеется необходимый УМК по всем предметам учебного плана «Школа 2100» (система учебников и тетрадей). Каждый учитель пользуется методическими рекомендациями к учебникам и тетрадям.

По мере возможности учебные кабинеты начальных классов оборудованы компьютерами на рабочем месте учителя, настенными экранами, мультимедийными видеопроекторами. В начальной школе есть интерактивная доска, которую учителя используют на своих уроках. Пополняется наличие современных наглядно-дидактических материалов и учебно-методических комплектов за счёт ОУ.

Расписание составлено с учетом СанПИН, продолжительность урока составляет 35 минут. Все дети охвачены горячим питанием.

С.5 Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. За этот и предыдущий учебный год я была участником теоретических семинаров под руководством Волчек Марины Геннадьевны, педагогических лекториев, консультаций, конференций, где изучалась нормативно-правовая база реализации ФГОС и методические особенности образовательной системы «Школа 2100». На основании наработок организовывались практико-ориентированные семинары под руководством Грековой Натальи Николаевны. На данных мероприятиях знакомилась с основными направлениями развития начального общего образования о введении в действие ФГОС, обсуждала главные задачи современной начальной школы по актуальным проблемам, выступала с докладами на ШМО и РМО. Отмечаю активное участие учителей начальной школы, ответственное отношение организаторов к проведению межкурсовой подготовки.

С.6 В основу моей деятельности при введении стандартов ФГОС положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий. Я давала открытый урок по окружающему миру, вместе с детьми принимала участие в исследовательской работе по теме «Жизнь растений в разных условиях», проводила открытый классный час «День рождения класса», а также посещала уроки своих коллег, мастер-классы. Владею мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

С.7 Для подведения итогов за первое и второе полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов учащихся, где каждый ребенок самостоятельно оценивал свою работу в течение года, раскрашивая диаграмму в определённый цвет, а также видел, как его работу оценивают одноклассники и учитель. Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры» и смайлики.

С.8 Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов использовала мониторинг, при создании которого я исходила из требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам.

С.9 По результатам входной и итоговой проверочным работам могу не только объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции. Приведу результаты в сравнении. Результаты, достигнутые обучающимися в учебной и других видах деятельности, накапливаются в рабочем Портфолио ученика. В моём классе 26 учеников и каждый имеет портфолио.

С.10 В течение всего учебного года я провела ряд родительских собраний, конференций, где рассматривалась тема «Внедрение ФГОС в учебный процесс 1-го класса», поднимались вопросы о целях и содержании портфолио, оценке достижений ребёнка, обсуждались успехи и проблемы детей.

С.11 Опыт уже первых месяцев внедрения ФГОС позволил мне сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Мои первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Очень тесно велась работа с педагогом-психологом, по результатам диагностик учащихся создана база данных.

С.12 Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. На мой взгляд, объем внеурочной деятельности должен быть связан с индивидуальными особенностями ребенка. В нашей школе, где есть параллели, этот вопрос решаем т.к. все учителя первых классов работают по разным направлениям, и ребёнок может выбрать себе кружок по интересам. Я занимаюсь с детьми развитием мелкой моторики, воображения и художественного вкуса в кружке «Тестопластика». Результаты нашего труда можно было увидеть на выставках и итоговом празднике «Прощание с 1 классом».

С.13 Опыт внедрения ФГОС показал, что, в целом, идеи и пути реализации ФГОС актуальны и востребованы современной системой образования: много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности, дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, представления своих проектов.

Мои наблюдения за первоклассниками показали, что дети научились рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Сейчас они умеют работать в паре, показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.

С.14. При апробации ФГОС выявились определённые проблемы. В образовательной среде главными стали не знания, а умения ими пользоваться. Сегодня не обязательно штудировать учебник от корки до корки, ученику достаточно лишь выбрать главное и интересное для него. Задача же учителя заключается в том, чтобы создать на уроке ситуацию для изучения нового материала, а ученик уже сам должен назвать тему урока, вспомнить знания, которые ему пригодятся, открыть новые знания в диалоге с учителем и сделать вывод по теме. Всему этому мы только учимся, и поэтому не всё получается сразу. Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

С.15 Уважаемые коллеги! Наша жизнь так устроена, что она начинается с 1 сентября, а заканчивается 25 мая… Ну, что, коллеги? С началом жизни! От всей души желаю вам крепкого здоровья, талантливых учеников, высокой зарплаты и удовлетворения от своей работы!

С.16 Cпасибо за внимание!

Презентация