Цель - создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.
Задачи:
- учить детей работать по интеллект карте;
- расширять знания детей о собаках;
- развивает воображение;
- дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни;
- прививать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие; преодолевать боязнь и нерешительность.
Материалы и оборудование: компьютер, экран; проектор; мольберт, магнитики; ватман; маркеры трех цветов; клей-карандаш; картинка собаки; картинка с одеждой из собачей шерсти; картинка лающей собаки; картинки с домиками утки на воде, собаки и Б. Яги; картинка щенка с бутылочкой; картинки с видами окраса собак; картинка с едой, мясом, овощами, творогом, сухим кормом; картинка многоэтажного дома; картинка собаки с человеком, картинка собак спасателей; картинка собаки сторожа; картинка с ладошкой человека и лапой собаки, модули для постройки будки для собаки, веревочный шнур, презентация для работы с интеллект-картой и презентация «Как рождаются носки из собачей шерсти?».
Предварительная работа: беседа «Домашние животные».
Воспитатель: - Ребята! Давайте поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга.
1. Организационный момент
Игра «Мое имя»
Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал «автор». Далее дети говорят друг другу фразу приветствия: «Роман, приятно с тобой увидеться».
Приветствие можно сократить:
Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором говорят фразу приветствия: «Роман, приятно с тобой увидеться».
(Дети садятся на стульчики перед мольбертом)
Воспитатель: - Ребята! Я недавно пересматривала книги нашей группы. И остановилась вот на этой веселой книге загадок. Одну загадку я вам сейчас загадаю.
- Послушайте и постарайтесь найти ответ на загадку.
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
(собака)
Воспитатель: - Правильно! Собака.
- Хотите найти отгадку? (ответы детей)
Воспитатель: - Подскажу вам! Она находится в нашей группе. Предлагаю поискать.
(дети ищут в группе игрушечную собаку)
Воспитатель: - Кого вы мне принесли? (ответы детей)
Воспитатель: - Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, о собаке.
- Ребята! Собака, это какое животное? Домашнее или дикое? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, домашнее животное.
- Давайте как-нибудь назовем нашу собачку (дети придумывают кличку собачке)
- Собаки - верные друзья и помощники человека. Они живут рядом с людьми. И, их считают преданными животными. Это существа, которые любят нас больше, чем себя. Они дарят огромное количество тепла и радости человеку, который о них заботится.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами будем составлять интересную карту, которая нам поможет узнать много интересного о собаке.
- Ребята! Если мы будем говорить о собаке, значит в центр карты кого поместим? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! Собаку.
(на столе у воспитателя много различных картинок)
Воспитатель: - Ребята! Я попрошу вас найти картинку с собакой.
(выходит ребенок с картинкой собачки и наклеит в цент ватмана).
Составление рассказа о собаке по плану:
- Какого цвета;
- Как подает голос;
- Чем питается;
- Где живет (название домика);
- Название детенышей;
- Ккакую пользу приносит людям.
Воспитатель: - Ребята! О чем говорит эта картинка? (воспитатель показывает картинку).
(ответы детей)
КАРТИНКА 1. (показ на слайде презентации)
Воспитатель: - Верно, окрас собак.
(дети наклеивают эту картинку, проводят стрелку. Воспитатель пишет ключевое слово над стрелкой «ОКРАС»)
Воспитатель: - Ребята! Какой окрас могут иметь собаки? (ответы детей)
Воспитатель: - Верно! Может быть сплошной, одноцветный: рыжий, белый, черный, коричневый, бежевый, серый. Так же двухцветные, трехцветные.
Воспитатель: - Найдите собачек с разными окрасами (дети ищут собачек, наклеивают и проводят стрелку. Воспитатель пишет над стрелкой ключевые слова – КОРИЧНЕВЫЙ, РЫЖИЙ, БЕЖЕВЫЙ, БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ, ЧЕРНЫЙ).
- Что подсказывает эта картинка? (воспитатель показывает следующую картинку).
Ответы детей
КАРТИНКА 2. (показ на слайде презентации)
Воспитатель: - Правильно! Какой подает голос собака.
(ребенок наклеивает картинку и проводит стрелку, а воспитатель пишет ключевое слово «ГОЛОС»)
Воспитатель: - О чем может говорить эта картинка? (воспитатель показывает следующую картинку).
КАРТИНКА 3. (показ на слайде презентации)
Ответы детей
Воспитатель: - Верно, чем питается собака.
(ребенок наклеивает картинку и проводит стрелку, а воспитатель пишет ключевое слово «ЕДА»)
Воспитатель: - Так чем же питаются собаки? (ответы детей)
?????(воспитатель вызывает ребенка и просить поискать на столе картинку с едой собаки) так вызывает по очереди детей пока не отыщут все картинки с едой собаки.
Воспитатель: - У собак разные предпочтения в еде. Обычно их кормят мясом, овощами, творогом, сухим сбалансированным кормом (дети наклеивают картинки с разнообразной едой, проводят стрелки, ВОСПИТАТЕЛЬ пишет над стрелкой ключевые слова – МЯСО, ОВОЩИ, ТВОРОГ, КОРМ).
- Посмотрите на следующую картинку. Что она нам подсказывает? (воспитатель показывает следующую картинку)
КАРТИНКА 4. (показ на слайде презентации)
Ответы детей
(Дети наклеивают картинку с домиком, проводят стрелку. Воспитатель пишет ключевое слово «ДОМИК»)
Воспитатель:- Как называется домик собак? (ответы детей).
Воспитатель:- Собаки живут в деревянном домике - Конуре, будке. Изготавливают домики из досок в форме ящика с входным отверстием, но бывают и исключения.
- Найдите домик собаки и наклейте на карту.
КАРТИНКА 5. (показ на слайде презентации)
(на столе разложены картинки с различными домиками: утки, собаки, Б.Яги. Дети должны выбрать нужный домик, наклеить картинку с будкой на карту и провести стрелку, а воспитатель пишет ключевое слово «БУДКА»)
Воспитатель: - Ребята! У нашей собаки нет домика. Давайте сделаем ей будку.
- Из чего можем сделать? (воспитатель предлагает оглядеться в группе и найти материалы для постройки будки).
(дети сооружают будку для собаки)
Физкультминутка: подвижная игра «Лохматый пес»
Дети берутся за руки и цепочкой идут к псу (в роли пса ребенок с маской собаки), громко рассказывая такой стишок:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет?
На последних словах стишка дети должны дотронуться рукой до спящего пса.
После этого пес просыпается, начинает громко лаять и гонится за ребятами. Дети убегают и прячутся в свой домик (отведенный канатом).
Задача пса не поймать ребят, а скорее припугнуть. Образ пса - добродушный, но любящий покой, и не любящий, когда его будят, тормошат и не дают поспать.
Перед началом игры, для лучшего создания образа, игрок в роли «пса» может несколько раз обойти вокруг своей «конуры», гавкнуть, сесть, и только потом улечься спать, закрыв глаза (дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: - Ребята! Собаки живут не только в будках, но и с хозяином в доме, квартире (воспитатель наклеивает картинку с многоэтажном доме).
- У меня на столе есть фотографии собачек (воспитатель перечисляет имена детей, чьи собачки на фотографиях).
Дети наклеивают собачек на ватман к многоэтажному дому, называют пароду, кличку и проводят стрелку.
Воспитатель: - Что означает следующая картинка?
КАРТИНКА 6. (показ на слайде презентации)
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно! Как называют детеныша собаки (ответы детей).
(ребенок наклеивает картинку и проводит стрелку, а воспитатель пишет ключевое слово - ЩЕНОК)
Воспитатель: - О чем может говорить эта картинка? (воспитатель показывает следующую картинку).
КАРТИНКА 7. (показ на слайде презентации)
Ответы детей
Воспитатель: - Эта картинка нам предлагает назвать какую пользу приносит собака людям.
(ребенок наклеивает картинку и проводит стрелку, а воспитатель пишет ключевое слово - ПОЛЬЗА)
- Кто знает, какую пользу приносит собака человеку? (ответы детей)
Воспитатель: - Она может быть верным другом, помощником, спасателем, сторожем. Шерсть собак можно использовать в изготовление одежды, в лечебных целях. Например, носки и варежки из собачей шерсти хорошо согревают руки и ноги, не дают им замерзнуть в морозы. А пояс из собачей шерсти лечит людям спины.
(дети наклеивают картинки, проводят стрелки. Воспитатель пишет над стрелкой ключевые слова – СПАСАТЕЛЕМ, СТОРОЖЕМ, ДРУГОМ, ЛЕКАРЕМ).
(воспитатель показывает детям варежки, носки и пояс из собачей шерсти).
Д/и «Собака какая?»
(Дети надевают варежку из собачей шерсти и называю прилагательные слова о собаке).
Воспитатель: - Варежки собаки теплые? Кто почувствовал тепло? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята! Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как из собачей шерсти рождаются носки.
(Воспитатель показывает презентацию «Как из собачей шерсти рождаются носки?»)
- Как же рождаются носки? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята! Нашей собаке пора возвращаться домой. Поэтому она нам говорит до свидания.
2. Рефлексия
Воспитатель: - О ком мы сегодня разговаривали? (ответы детей)
- Как помогли собаке? (ответы детей)
- Что вы можете рассказать родителям о собаке? (ответы детей)
Составление рассказа о собаке.
(Дети с воспитателем рассматривают карту; проговаривают, что обозначают каждая стрелка и условные обозначения и пробуют составить рассказ о собаке).
При составлении описательного рассказа вначале называется объект описания, который указан в центре карты, а затем объект описывается по веткам-признакам.
Рассказ о собаке:
Собака - это домашнее животное. Потому что живет рядом с человеком. Собаки бывают разной породы и имеют разный окрас. Умеют лаять. Питание собак разнообразно. Предпочитают мясо, овощи, творог и сухой сбалансированный корм. Живут собаки в будке, либо с хозяином в доме, квартире. Детеныша собак называют щенком.
Собаки приносят людям пользу. Они могут быть верным другом, помощником, спасателем, сторожем. Шерсть собак можно использовать в изготовление одежды, лечебных целях. Одежда из собачей шерсти хорошо согревает.
Литература
- Веселая книга загадок для детей. Составитель Скиба Тамара Викторовна. С.267
- https://www.youtube.com/watch?v=ewDCjmCsSAQ