Проблемы обучения детей с расстройствами аттического спектра математике

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика

Класс: 7

Ключевые слова: аутизм, обучение с применением ИКТ, Аутичные дети


Аутичные дети обладают разными интеллектуальными возможностями. У ребят с таким диагнозом может наблюдаться задержка умственного развития и проявляться одаренность. Для успешного обучения аутичных детей совместно со специалистами психолого-педагогической комиссии и педагогами составляется индивидуальный учебный план.

Для многих аутичных учеников пребывание в школьных коллективах проблематично. Развитие образовательных технологий позволяет организовать индивидуальное обучение на дому для таких обучающихся. Компьютер при таком обучении является посредником, который связывает о с социальным миром. Интерес аутичного ребенка к формуле и знаку помогают активно развивать когнитивные способности.

Дети – аутисты часто нуждаются в индивидуальном обучении, и для успеха их обучения необходимо учитывать все их психологические особенности. Я работаю с ребенком третий год и изучила все его возможности и способности (условно назовём его ВП).

Подготовительный этап. ВП нуждается в строго расписанном распорядке дня, ему нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. Совместно с мамой составляется расписание занятий. По возможности это расписание должно быть строго постоянным, так как даже небольшое изменение распорядка дня аутичных ребенком воспринимается болезненно. Занятия проводить в знакомой ему обстановке, такое обучение поможет ассоциировать, математические принципы с вещами, которые он хорошо знает. При подготовке к уроку ориентируюсь на умственное развитие ребенка и его психологические особенности. Некоторые области математики могу объяснять ему проще, чем другие. Стараюсь находить более легкий подход к некоторым темам. (Пример: при изучении таблицы умножения на 9 при помощи рук)

У ребят-аутистов многообразные личностные особенности, и только совместная работа с родителями поможет выработать индивидуальную образовательную траекторию, подобрать подходящие формы и методы обучения.

Организационный момент. Занятия проводятся с помощью наглядных пособий, осуществляется взаимодействие между учителем и учеником, наблюдаю за поведением обучающегося и в случаях повышения тревожности корректирую материал урока, меняю формы работы. Программа «Живая математика» помогает осуществить визуализацию обучения математики.

Проведение урока. Проведение урока с аутичным учеником желательно только в присутствии учитель и ребенок, без других лиц. Это помогает сформировать самооценку и уверенность. Перед занятиями связываюсь с мамой, и она сообщает о настроении и поведении ребенка, дает характеристику выполнения домашнего задания (где были затруднения, какие упражнения получились сразу, какие переделывались). На уроке требуется многократное повторение одного и того же материала, а временный ресурс урока ограничен. Использую различные игры, чтобы легче воспринимались принципы математики. (Пример: на уроке геометрии, с помощью пазил, построить различные фигуры) [2]

Сложности, с которыми приходится сталкиваться, в работе можно описать следующим образом. Часто поведение ВП, с которым я сталкиваюсь, не подвластно контролю учащегося, не является преднамеренным, злоумышленными, так как ребенок просто не знает, как реагировать подобающим образом на ту или иную ситуацию и это не случайно. Ведь некоторые области развития соответствуют возрастной норме, а другие навыки могут запаздывать или отсутствовать. Я сталкиваюсь в своей практике с тем, что мой ученик может понять сложные принципы математики, но не в состоянии вспомнить о том, что нужно записать домашнее задание. Общение с учеником бывает очень часто сложным, он может не показывать, понимает он объяснения или нет. Он часто не говорит, что именно он не понимаем, или вообще не следует объяснениям.

Моя задача постараться не реагировать негативно. Стараюсь догадаться, какие бы вопросы могли возникнуть у учащегося, если бы он мог их выразить. Речевые проблемы, сопровождающие ребенка, ведут к большим сложностям на уроках геометрии, стараюсь проводить пояснения с использованием визуальных примеров, которые обычно сопровождаются вербальными объяснениями. В этом и состоит сложность. Во время урока стараюсь давать одно пояснение, не выливая на ребенка сразу все. [1]

Ребенок – аутист во время занятия может встать и уйти (возникло желание уединиться), совершать повторяющиеся движения, манипулировать предметами. Ему свойственна резкая смена настроения, поэтому учитель должен быть предельно внимательным, так как у таких учащихся могут происходить нервные срывы, и тогда ему просто необходимо пойти в безопасное место, чтобы успокоиться. Всегда обращаю внимание на то, что вызвало подобное состояние (замечание учителя, оценка результатов работы ученика на уроке). На занятиях как можно чаще стараюсь хвалить, даю ВП постоянно положительный отзыв, это очень важно, чтобы сохранить в нем высокий уровень. Это делает его счастливым, и он с удовольствием приходит на уроки. Нужно постараться избегать вопросов, ответом, на который может быть только «да» или «нет», стараюсь подбирать вопросы, которые подразумевают множество вариантов ответа,

Дети – аутисты зачастую имеют, очень узкий круг интересов и математика может быть не интересной, для него, поэтому стараюсь подбирать такие задачи, где совмещаются интересы ребенка с математическими задачами. [3]

Ребенок – аутист боится резких или громких звуков, малейших замечаний в свой адрес, а также новых людей, незнакомых ситуаций. Новые способы действий, работа с новыми учебными программами должна быть подстрахована родителем. В зависимости от состояния ребенка – аутиста родитель может являться и помощником учителя. Он еще раз задает вопрос. Помогает найти упражнение в учебнике, прочитать текст. Речь близкого родственника больше понятна ребенку – аутисту.

После проведения урока подвожу итог, какие формы работы оказались удачными, а какие нет. Устанавливаю причины ухудшения поведения обучающегося во время урока (если они были).

Таким образом, обучение аутистов невозможно без привлечения родителей. Они являются связующим звеном, обеспечивающим коммуникацию на уроке, психологическую поддержку. С одной стороны родитель – помощник учителя и ассистент обучающегося, а с другой такой же ученик, который задает вопросы по учебному материалу или по домашней работе. Поэтому сотрудничество учителя с родителями ребенка – аутиста должно быть постоянным от урока к уроку.

Литература

1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.

2. Дзюба Е.Н. Преподавание математики с использованием дистанционных образовательных технологий и программы «Живая Математика» // Инновации в области содержания учебно-методического комплекса: материалы Всероссийских педагогических чтений. 25 мая 2012 г. Чебоксары. Учебно-методический центр, 2012. 408 с. (С. 107–111).

3. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровье, диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014.