Календарно-тематическое планирование по технологии. 5 класс

Разделы: Технология

Класс: 5

Ключевые слова: технология, механизированный труд, техносфера, столярная ножовка


Пояснительная записка

Учебник: «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2012.

Год
обучения
Количество
часов в неделю
Количество
учебных недель
Всего часов
за учебный год
  2 34 68

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  • виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  •  использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты:

по завершении учебного года обучающийся научится:

  • разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользоваться этими понятиями;
  • составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
  • осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
  • осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
  • конструировать модель по заданному прототипу;
  • осуществлять корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
  • анализировать опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
  • анализировать опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
  • определять виды древесных материалов по внешним признакам;
  • способам рационального использования древесных материалов;
  • разрабатывать графическую и технологическую документацию;
  • правилам работы с измерительным инструментом, выполнять разметку заготовок по чертежу;
  • основным безопасным приемам работы с тонколистным металло.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать рекламу как средство формирования потребностей;
  • характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
  • называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
  • объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
  • приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
  • анализировать опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
  • анализировать опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
  • различать технологический рисунок, эскиз, чертеж;
  • анализировать опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
  • анализировать опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

№ п\п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

сроки

Деятельность обучающегося

Примечание

 

Технологии обработки конструкционных материалов - 52 ч.

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

1-2

Техносфера, понятие о технологии.

Правила поведения в мастерской. Правила ТБ

2

 

Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология»;

Основные правила поведения в мастерской.

 

3-4.

Дерево и древесина. Породы деревьев

2

 

Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства

 

5-6.

Условия определяющие внешние свойства древесины. Пороки древесины

2

 

Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования.

Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесны

 

7.

Лесоматериалы. Получение шпона

1

 

Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования.

Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесны

 

8.

Рабочее место для обработки древесины.

1

 

Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке.

Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту.

 

9-10

Чертеж детали и изделия.

Чтение графического изображения изделия.

2

 

Знать: требования к разработке, состав и назначение документации.

Уметь: разрабатывать графическую, конструкторскую и технологическую документацию.

 

11.

Планирование работы по изготовлению изделия.

1

 

Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции.

 

12-13.

Разметка заготовок из древесины. Графическая документация

2

 

Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.

Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон.

 

14-15.

Понятие о технике как форме деятельности и средстве труда.

Пиление древесины.

2

 

Знать: инструменты для пиления; их устройство; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.

Уметь: выпиливать заготовки столярной ножовкой;

 

16-17.

Разновидности техники.

Строгание древесины

2

 

Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании.

 

18.

Сверление древесины

1

 

Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении.

Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия;

 

19.

Соединение столярных изделий гвоздями и шурупами и т.д.

1

 

Знать: правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы.

Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины;

 

20.

Ручные электрические машины для обработки древесины

1

 

Знать: общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента и приспособлений.

Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки древесины; устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту; уметь пользоваться инструментом при выполнении соответствующей операции

 

21-23.

Выпиливание лобзиком.

Безопасные приемы работы ручными инструментами

3

 

Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Уметь: владеть элементарными умениями безопасного выполнения труда с инструментами для опиливания.

 

24.

Отделка древесины.

1

 

Знать: правила безопасной работы с инструментами для зачистки; назначение опиливания и зачистки.

Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия;

 

25

Диагностическая работа № 1

1

     

Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов

26.

Виды металлов и сплавов. Их свойства.

1

 

Знать: общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента.

Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки металлов;

 

27-28.

Т.Б.при работе с металлом. Рабочее место для ручной обработки металла

2

 

Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда.

Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке;

 

29-30.

Тонколистовой металл и проволока. Их применение в быту. Профессии, связанные с добычей и производством металла.

2

 

Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов.

 

31-32

Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.

2

 

Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты.

Уметь: читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки;

 

33

Правка и разметка тонколистового металла.

1

 

Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы.

Уметь: править тонколистовой металл и проволоку.

 

34

Резание тонколистового металла слесарными ножницами. Гибка тонколистового металла.

1

 

Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций.

Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок.

 

35

Виды и свойства, область применения, экологическая безопасность искусственных материалов

1

     

36

Графические изображения деталей. Применение ПК для разработки графической документации.

1

     

37

Техническое задание, памятка, инструкция, технологическая карта.

1

     

38-39

Устройство слесарного верстака, правила и приемы работы на нем. Сверлильный станок.

2

 

Знать: устройство слесарного верстака, сверлильного станка; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке

 

40

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

1

     

41

Виды ресурсов, их место в реализации технологического процесса.

1

     

42-43

Соединение тонколистового металла с помощью заклепок и фальцевого шва.

2

 

Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия

 

44-45

Отделка изделий из тонколистового металла.

2

 

Знать: правила безопасной работы с инструментами для зачистки; назначение отделки и зачистки.

Уметь: выполнять операции отделки и зачистки изделия;

 

46

Правка и разметка проволоки. Резка, рубка и гибка проволоки.

1

 

 

 

Знать: процесс сгибания, резки и рубки проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операций сгибания, резки и рубки, правила безопасной работы.

Уметь: выполнять операцию сгибания, резки и рубки проволоки

 

47

Производственные технологии обработки металла.

1

     

48

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Предприятия региона по изготовлению изделий из металла (Металлургический завод им.Кузьмина, завод им.Кирова и др.)

1

 

Знакомство с предприятиями региона.

 

49-50

Понятие о технике и техническом устройстве. Классификация машин.

2

 

Знать: понятия техника и техническое устройство; область применения машин и механизмов.

Уметь: разбираться в кинематике преобразовательных движений машин и механизмов

 

51-52

Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения.

2

 

Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах.

Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы

 

Технологии исследовательской и опытнической деятельности - 16 ч.

53

Творческий проект. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

1

 

Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; этапы творческого проекта, их содержание; направление проектных работ.

Уметь: анализировать свойства объекта; ориентироваться в информационном пространстве

 

54

Этапы выполнения творческого проекта. Поисковый этап. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет.

1

 

Знать: основные компоненты и критерии проекта; последовательность разработки творческого проекта.

Уметь: составлять индивидуальный (групповой) план проекта

 

55-56

Конструкторский этап. Разработка конструкторской документации по теме проекта.

2

 

Знать: требования к разработке, состав и назначение документации к проекту. Уметь: разрабатывать графическую, конструкторскую и технологическую документацию проекта

 

57-58

Технологический этап. Разработка технологической документации по теме проекта. Затраты на изготовление проекта. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.

2

 

Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства.

Уметь: распознавать породы древесины по внешним признакам

 

59-63

Этап изготовления изделия. Изготовление проектируемого изделия.

5

 

Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными и электрическими инструментами.

Уметь: владеть элементарными умениями безопасного выполнения труда с инструментами для выполнения различных работ.

 

64

Заключительный этап. Экономическое и экологическое обоснование проекта. Рекламный проспект.

1

 

Знать: основы экономической оценки себестоимости выполнения проекта; влияние современных технологий на окружающую среду.

Уметь: проводить расчет себестоимости проекта; выявлять вредные факторы влияния современного производства на окружающую среду и здоровье человека

 

65

Диагностическая работа № 2

1

     

66

Заключительный этап. Обобщение результатов. Выявление предпочтений видов деятельности.

1

 

Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта.

Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие.

 

67-68

Заключительный этап. Защита проекта.

2

 

Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта.

Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие