Пояснительная записка
Учебник: «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2012.
Год обучения |
Количество часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов за учебный год |
2 | 34 | 68 |
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
по завершении учебного года обучающийся научится:
- разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользоваться этими понятиями;
- составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
- осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
- конструировать модель по заданному прототипу;
- осуществлять корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
- анализировать опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
- анализировать опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
- определять виды древесных материалов по внешним признакам;
- способам рационального использования древесных материалов;
- разрабатывать графическую и технологическую документацию;
- правилам работы с измерительным инструментом, выполнять разметку заготовок по чертежу;
- основным безопасным приемам работы с тонколистным металло.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать рекламу как средство формирования потребностей;
- характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
- называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
- объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
- приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- анализировать опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
- анализировать опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
- различать технологический рисунок, эскиз, чертеж;
- анализировать опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- анализировать опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
№ п\п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
сроки |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
Технологии обработки конструкционных материалов - 52 ч. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов |
|||||
1-2 |
Техносфера, понятие о технологии. Правила поведения в мастерской. Правила ТБ |
2 |
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология»; Основные правила поведения в мастерской. |
||
3-4. |
Дерево и древесина. Породы деревьев |
2 |
Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства |
||
5-6. |
Условия определяющие внешние свойства древесины. Пороки древесины |
2 |
Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесны |
||
7. |
Лесоматериалы. Получение шпона |
1 |
Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесны |
||
8. |
Рабочее место для обработки древесины. |
1 |
Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту. |
||
9-10 |
Чертеж детали и изделия. Чтение графического изображения изделия. |
2 |
Знать: требования к разработке, состав и назначение документации. Уметь: разрабатывать графическую, конструкторскую и технологическую документацию. |
||
11. |
Планирование работы по изготовлению изделия. |
1 |
Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. |
||
12-13. |
Разметка заготовок из древесины. Графическая документация |
2 |
Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон. |
||
14-15. |
Понятие о технике как форме деятельности и средстве труда. Пиление древесины. |
2 |
Знать: инструменты для пиления; их устройство; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: выпиливать заготовки столярной ножовкой; |
||
16-17. |
Разновидности техники. Строгание древесины |
2 |
Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. |
||
18. |
Сверление древесины |
1 |
Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении. Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; |
||
19. |
Соединение столярных изделий гвоздями и шурупами и т.д. |
1 |
Знать: правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; |
||
20. |
Ручные электрические машины для обработки древесины |
1 |
Знать: общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента и приспособлений. Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки древесины; устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту; уметь пользоваться инструментом при выполнении соответствующей операции |
||
21-23. |
Выпиливание лобзиком. Безопасные приемы работы ручными инструментами |
3 |
Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Уметь: владеть элементарными умениями безопасного выполнения труда с инструментами для опиливания. |
||
24. |
Отделка древесины. |
1 |
Знать: правила безопасной работы с инструментами для зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; |
||
25 |
Диагностическая работа № 1 |
1 |
|||
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов |
|||||
26. |
Виды металлов и сплавов. Их свойства. |
1 |
Знать: общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных работ; назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента. Уметь: организовать рабочее место для ручной обработки металлов; |
||
27-28. |
Т.Б.при работе с металлом. Рабочее место для ручной обработки металла |
2 |
Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; |
||
29-30. |
Тонколистовой металл и проволока. Их применение в быту. Профессии, связанные с добычей и производством металла. |
2 |
Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов. |
||
31-32 |
Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. |
2 |
Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. Уметь: читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; |
||
33 |
Правка и разметка тонколистового металла. |
1 |
Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. Уметь: править тонколистовой металл и проволоку. |
||
34 |
Резание тонколистового металла слесарными ножницами. Гибка тонколистового металла. |
1 |
Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок. |
||
35 |
Виды и свойства, область применения, экологическая безопасность искусственных материалов |
1 |
|||
36 |
Графические изображения деталей. Применение ПК для разработки графической документации. |
1 |
|||
37 |
Техническое задание, памятка, инструкция, технологическая карта. |
1 |
|||
38-39 |
Устройство слесарного верстака, правила и приемы работы на нем. Сверлильный станок. |
2 |
Знать: устройство слесарного верстака, сверлильного станка; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке |
||
40 |
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты. |
1 |
|||
41 |
Виды ресурсов, их место в реализации технологического процесса. |
1 |
|||
42-43 |
Соединение тонколистового металла с помощью заклепок и фальцевого шва. |
2 |
Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия |
||
44-45 |
Отделка изделий из тонколистового металла. |
2 |
Знать: правила безопасной работы с инструментами для зачистки; назначение отделки и зачистки. Уметь: выполнять операции отделки и зачистки изделия; |
||
46 |
Правка и разметка проволоки. Резка, рубка и гибка проволоки. |
1
|
Знать: процесс сгибания, резки и рубки проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операций сгибания, резки и рубки, правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сгибания, резки и рубки проволоки |
||
47 |
Производственные технологии обработки металла. |
1 |
|||
48 |
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Предприятия региона по изготовлению изделий из металла (Металлургический завод им.Кузьмина, завод им.Кирова и др.) |
1 |
Знакомство с предприятиями региона. |
||
49-50 |
Понятие о технике и техническом устройстве. Классификация машин. |
2 |
Знать: понятия техника и техническое устройство; область применения машин и механизмов. Уметь: разбираться в кинематике преобразовательных движений машин и механизмов |
||
51-52 |
Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения. |
2 |
Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы |
||
Технологии исследовательской и опытнической деятельности - 16 ч. |
|||||
53 |
Творческий проект. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. |
1 |
Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; этапы творческого проекта, их содержание; направление проектных работ. Уметь: анализировать свойства объекта; ориентироваться в информационном пространстве |
||
54 |
Этапы выполнения творческого проекта. Поисковый этап. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. |
1 |
Знать: основные компоненты и критерии проекта; последовательность разработки творческого проекта. Уметь: составлять индивидуальный (групповой) план проекта |
||
55-56 |
Конструкторский этап. Разработка конструкторской документации по теме проекта. |
2 |
Знать: требования к разработке, состав и назначение документации к проекту. Уметь: разрабатывать графическую, конструкторскую и технологическую документацию проекта |
||
57-58 |
Технологический этап. Разработка технологической документации по теме проекта. Затраты на изготовление проекта. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. |
2 |
Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства. Уметь: распознавать породы древесины по внешним признакам |
||
59-63 |
Этап изготовления изделия. Изготовление проектируемого изделия. |
5 |
Знать: приемы и правила безопасности труда при работе ручными и электрическими инструментами. Уметь: владеть элементарными умениями безопасного выполнения труда с инструментами для выполнения различных работ. |
||
64 |
Заключительный этап. Экономическое и экологическое обоснование проекта. Рекламный проспект. |
1 |
Знать: основы экономической оценки себестоимости выполнения проекта; влияние современных технологий на окружающую среду. Уметь: проводить расчет себестоимости проекта; выявлять вредные факторы влияния современного производства на окружающую среду и здоровье человека |
||
65 |
Диагностическая работа № 2 |
1 |
|||
66 |
Заключительный этап. Обобщение результатов. Выявление предпочтений видов деятельности. |
1 |
Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта. Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие. |
||
67-68 |
Заключительный этап. Защита проекта. |
2 |
Знать: критерии оценки изделия; способы презентации проекта. Уметь: анализировать проектную деятельность; презентовать свое изделие |