Проект "Скоро в школу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).

Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35

По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы

Продукт проекта:

  • Схема-маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
  • Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы «Школьная жизнь». Конспекты, дидактические игры.

Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности

Цель проекта:

  • формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного  отношения к школьной жизни.
  • создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества в детях.
  • воспитывать умение слушать взрослых и детей.
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах

Обучающие:

  • формировать представления детей о школе и её значении.
  • активизировать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать творчески активную личность.
  • развивать навык общения.
  • развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).

Предполагаемый результат:

  • Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
  • Накопление большого багажа знаний о школе;
  • Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
  • Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
  • Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  • У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
  • Подготовка руки к письму;
  • Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
  • речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
  • социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
  • художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.

По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).

Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.

Средства и оборудование:

  • Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
  • Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
  • Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки

Работа с родителями:

  • объединить усилия ДОУ и родителей в подготовке детей к обучению в школе.
  • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка.
  • Фотоколлаж: «Мы тоже были школьниками».
  • Родительское собрание: «Готовность детей к школе».
  • Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
  • Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
  • Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей, будущих первоклассников».

Список литературы

  1. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  2. Анисимова Т.Б. «Подготовка ребёнка к школе».
  3. Бардин В.«Подготовка ребёнка к школе».
  4. Доронова Т.Н. « Из ДОУ - в школу».
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
  6. Коваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
  7. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».
  8. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  9. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2003
  10. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006
  11. Попова Д.А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006
  12. Соловейчик С. «Педагогика для всех».
  13. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  14. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001
  15. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».
  16. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004

Этапы проекта «Скоро в школу» подготовительная группа группы № 5

Этапы проекта,
указать временные рамки

Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту

Деятельность детей

1 этап Поисковый, постановка проблемы

Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей: Предложить рассмотреть картину с изображением школы и школьной жизни.
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
- анкетирование детей «Я – первоклассник»

Принимают задачу проекта.

2 этап Аналитический

- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
- Изготовление и подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
- Анкетирование родителей по теме

Планируют с воспитателем как они будут готовить маршрут «Путь от дома до школы», используя разнообразные формы: аппликация, рисование

3 этап практический

Беседы: «Как построит свой день». Составление режима дня, «Каким ты представляешь себя в школе», «Чем школа отличается от детского сада», Беседа о школе и правилах поведения в школе.

Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто, «Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов, «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин, чтение стихотворений о цифрах.

Дидактические игры: Лото «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Расшифруй слова», настольная игра «Собери из частей школьный предмет»: «Читаем предложения», «Логический поезд», Читаем по буквам», «Числовые домики»,« Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности».

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека».
НОД: Аппликация «Закладка для книг».
Рисование: «Цветы для учителя».
Ручной труд: «Закладка для книг».
Рассматривание иллюстраций: Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни, рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе», рассматривание иллюстративных книг, рассматривание картины «Школа».
Прослушивание песен: «Буквы слова», Дважды два – четыре», «Первый раз в первый класс», «Первоклашка».
Консультации для родителей: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».

4 этап
презентационный - рефлексивный

Выставка совместного творчества с родителями фотоколлаж «Мы были школьниками», составление маршрута «Путь от дома до школы», совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь»
Методические разработки: конспект ООД «Закладка для книг», конспект ООД «Цветы для учителя»
Оформленный проект с результатами в виде фотоотчета.
Подготовка к распространению опыта реализации проекта воспитателям МБДОУ ДС №8

 

5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики

  • Количество участников проекта детей до 100%.
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
  • Количество реализованных мероприятий – 100%.
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
  • Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.

2. Перспективный план по проекту: «Скоро в школу» подготовительной группы №5

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу

1 неделя

Просмотр презентации «Школа».
Беседа о школе и правилах поведения в школе.
Чтение и рассказывание «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто
Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
Экскурсия в школу и школьную библиотеку».

Лото «Школьные принадлежности»,
Дидактическая игра «Собери портфель», «Расшифруй слова», составление рассказа по картине «В школу». Настольная игра «Собери из частей школьный предмет»

Сюжетно-ролевые игры «Школа»,
Просмотр мультфильма «Наш друг пиши – читай», «В стране не выученных уроков».

Рассматривание картины «Школа»
Слушание детских песен «Буквы слова», Дважды два – четыре». Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

Проинформировать родителей о проведении проекта.
Родительское собрание «Готовность детей к школе».
Анкета для родителей
«Ваш ребенок скоро станет школьником».
Приложение № 1

Задача: расширять представления детей о школе

2 неделя

Беседа «Каким ты представляешь себя в школе».
Беседа «Чем школа отличается от детского сада»
Чтение«Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов
Вечер загадок «Скоро в школу».
Рисование «Цветы для учителя»

Дидактические игры: «Читаем предложения», «Логический поезд». Составление рассказа по картине «В школу».

Сюжетно-ролевые игры «Школьная библиотека»,
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», «Смешарики про школу».

Слушание детских песен «Первый раз в первый класс».
Конструирование «Здание моей школы». Рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе». Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
Составление маршрута «Путь от дома до школы»
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».
Приложение № 2

Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

3 неделя

Беседа«Как построит свой день». Составление режима дня. Чтение «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин
Ручной труд «Закладка для книг».
Чтение стихотворений о цифрах.

Дидактические игры: «Читаем по буквам», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности».

Просмотр мультфильма «Остров ошибок».

Слушание детских песен «Первоклашка»
Рассматривание иллюстративных книг. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

Памятка для родителей «Скоро в школу». Приложение № 4
Совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь» Оформление выставки детских рисунков «Школа моей мечты».