Пояснительная записка
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).
Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35
По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы
Продукт проекта:
- Схема-маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
- Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы «Школьная жизнь». Конспекты, дидактические игры.
Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности
Цель проекта:
- формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- воспитывать положительные качества в детях.
- воспитывать умение слушать взрослых и детей.
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах
Обучающие:
- формировать представления детей о школе и её значении.
- активизировать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творчески активную личность.
- развивать навык общения.
- развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).
Предполагаемый результат:
- Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
- речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
- социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
- художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.
По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).
Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
- Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
- Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки
Работа с родителями:
- объединить усилия ДОУ и родителей в подготовке детей к обучению в школе.
- уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка.
- Фотоколлаж: «Мы тоже были школьниками».
- Родительское собрание: «Готовность детей к школе».
- Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
- Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
- Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей, будущих первоклассников».
Список литературы
- Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
- Анисимова Т.Б. «Подготовка ребёнка к школе».
- Бардин В.«Подготовка ребёнка к школе».
- Доронова Т.Н. « Из ДОУ - в школу».
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
- Коваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
- Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2003
- Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006
- Попова Д.А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006
- Соловейчик С. «Педагогика для всех».
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003
- Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001
- Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».
- Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004
Этапы проекта «Скоро в школу» подготовительная группа группы № 5
Этапы проекта, |
Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту |
Деятельность детей |
1 этап Поисковый, постановка проблемы |
Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей: Предложить рассмотреть картину с изображением школы и школьной жизни. |
Принимают задачу проекта. |
2 этап Аналитический |
- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме; |
Планируют с воспитателем как они будут готовить маршрут «Путь от дома до школы», используя разнообразные формы: аппликация, рисование |
3 этап практический |
Беседы: «Как построит свой день». Составление режима дня, «Каким ты представляешь себя в школе», «Чем школа отличается от детского сада», Беседа о школе и правилах поведения в школе. Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто, «Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов, «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин, чтение стихотворений о цифрах. Дидактические игры: Лото «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Расшифруй слова», настольная игра «Собери из частей школьный предмет»: «Читаем предложения», «Логический поезд», Читаем по буквам», «Числовые домики»,« Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности». Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека». |
|
4 этап |
Выставка совместного творчества с родителями фотоколлаж «Мы были школьниками», составление маршрута «Путь от дома до школы», совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь» |
5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики
- Количество участников проекта детей до 100%.
- Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
- Количество реализованных мероприятий – 100%.
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
- Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.
2. Перспективный план по проекту: «Скоро в школу» подготовительной группы №5
|
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями |
|||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Индивидуальная деятельность с детьми |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||
Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу |
||||||
1 неделя |
Просмотр презентации «Школа». |
Лото «Школьные принадлежности», |
Сюжетно-ролевые игры «Школа», |
Рассматривание картины «Школа» |
Проинформировать родителей о проведении проекта. |
|
Задача: расширять представления детей о школе |
||||||
2 неделя |
Беседа «Каким ты представляешь себя в школе». |
Дидактические игры: «Читаем предложения», «Логический поезд». Составление рассказа по картине «В школу». |
Сюжетно-ролевые игры «Школьная библиотека», |
Слушание детских песен «Первый раз в первый класс». |
Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников». |
|
Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе |
||||||
3 неделя |
Беседа«Как построит свой день». Составление режима дня. Чтение «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин |
Дидактические игры: «Читаем по буквам», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности». |
Просмотр мультфильма «Остров ошибок». |
Слушание детских песен «Первоклашка» |
Памятка для родителей «Скоро в школу». Приложение № 4 |