Семинар-практикум для замещающих родителей (опекунов) "Взаимодействие с детьми с различными темпераментами"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: воспитание, темперамент


Цель: развить навыки анализа индивидуальных особенностей поведения детей и умения эффективного взаимодействия с ними в зависимости от преобладающего типа темперамента.

Задачи:

  • повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
  • стимулировать стремление родителей к самопознанию и познанию особенностей своих детей;
  • способствовать развитию сплоченности родительского коллектива;
  • раскрыть творческий потенциал;
  • совершенствовать способности к определению положительных и отрицательных сторон различных типов темперамента;
  • обучить выбору наиболее эффективных воспитательных воздействий с учетом типа темперамента ребенка.

Количество участников: 20–25 человек.

Время: 1,5 часа.

Материалы и оборудование: фотоаппарат, бумага А4, маркеры, карандаши, раздаточный материал; расставить столы для 4 групп.

1. Игра для поднятия настроения и деления участников на группы

Участники становятся в круг. Я раздам вам карточки, на которых написано название животного или какого-либо предмета. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «лев», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «лев».

Ведущий раздает карточки. Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного или предмета». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою группу, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все группы будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.

После того как все участники нашли свою группу, ведущий спрашивает по очереди у каждой группы: «Кто вы?». (Приложение 1)

2. Рассказ ведущего

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Наблюдения показывают, что все люди различны не только внешне, они различаются и по своему поведению, движениям. Разница в поведении объясняется прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой).

Темперамент легко определить по следующим параметрам: скорости движений человека, темпу его речи, умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость, по суетливости, желанию общаться с товарищами, быстроте смены настроений, смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Уже с первых лет жизни у ребенка обнаруживаются черты, которые указывают на принадлежность к тому или иному типу темперамента. Различия отчетливо заметны, когда дети уже владеют речью. Например, если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождающаяся выразительными жестами и мимикой, это может указывать на признаки сангвинического темперамента. Если речь ребенка медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о проявлении особенностей флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливого, порывистого характера. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь заторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденные, которые проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека. (Презентация, слайд 2)

3. Тест «Темперамент ребенка»

Приложение 3

Предложить участникам тест для изучения особенностей темперамента ребенка. Обсудить полученные результаты. Содержание теста уже позволяет узнать, чем отличаются дети того или иного темперамента.

4. Изучение особенностей темперамента участников семинара

На предложенной схеме участникам предлагается отложить свой уровень общительности на оси X, и на оси Y – эмоциональную устойчивость /неустойчивость. На пересичении отмеченных показателей, находится точка темперамента. (Приложение 4)

Характеристика типов темперамента (обобщение полученных знаний)

У каждого типа темперамента есть свои недостатки и достоинства, которые необходимо знать родителям, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться, общаться и осваивать новые знания.

САНГВИНИК – эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легкопереживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

ФЛЕГМАТИК - спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

ХОЛЕРИК - отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

МЕЛАНХОЛИК – быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых — ведущий, он более выражен. Это темперамент подтипа. Второй, дополнительный, вероятнее всего – тот который проявляется на более глубоком психофизическом уровне типа.

5. Задание «Ситуации»

Каждая группа получает задание, в котором представлена ситуация с непослушным ребенком. Необходимо определить тип темперамента ребенка и выбрать из предложенных приемов наиболее приемлемые воздействия. Проводится обсуждение в группах в течение 10–15 минут. Затем каждая группа зачитывает предложенную ситуацию и разбирает ее. При необходимости ведущий оказывает помощь в выборе наиболее эффективных способов воздействия на ребенка с определенным преобладающим типом темперамента. (Приложение 5)

6. Брошюра «Рекомендации родителям по воспитанию подростков с учетом темперамента»

Приложение 6

7. Домашнее задание

Составить таблицу «Темперамент и спорт».