Познавательный проект в старшей группе "Мы тоже победили в той войне"

Разделы: Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, дети войны, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне, не раз к тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне!
Роберт Рождественский

В этом году наша страна будет отмечать 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная и долгая война, которая унесла миллионы жизней, в числе погибших было много детей.

Дети на фронте, дети блокадного Ленинграда, дети в фашистских концлагерях, дети в тылу – дети войны. Так мы называем людей, которым сейчас около 80 лет и больше. Они мечтали о победе над фашистами и приближали ее, как могли, вносили свой посильный вклад: работали на производстве, в полях вместо ушедших на фронт братьев и отцов, помогали в госпиталях, вязали теплые вещи для бойцов. Некоторые ребята наравне со взрослыми боролись за свободу с оружием в руках. Более миллиона детей погибло в немецких концлагерях, а сколько -  от голода и холода, сколько остались сиротами. Война лишила детей детства.

Изучая литературу о Великой Отечественной войне, нам, современным людям, далеким от тех трагических событий, сложно осознавать, что это факты из реальной жизни, сложно представить, сколько страданий и горя легло на хрупкие детские плечи. Но это наша история. Мы обязаны знать и помнить об этом, рассказывать детям, чтобы воспитывать в них дух патриотизма, так как одной из самых актуальных задач нашего времени является именно патриотическое воспитание подрастающего поколения, и начинаться оно должно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы нравственных качеств ребенка.

Цель: познакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • расширять и систематизировать знания дошкольников о Великой Отечественной войне;
  • познакомить с художественной литературой по теме проекта;
  • формировать патриотические чувства детей, воспитывать у детей чувство уважения и любви к своей Родине и русскому народу.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Планируемый результат:

У воспитанников будут сформированы:

  • начальные знания о событиях Великой Отечественной войны;
  • представления о жизни детей во время войны;
  • понимание значения выражений: «Мы тоже победили в той войне»; «мужество», «подвиг» и др.;
  • умения составлять описательный рассказ по картине, выражать полученные знания через продуктивные виды деятельности (рисунок, аппликация, лепка, оригами);
  • уважительное отношение к ветеранам, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла;
  • желание изучать художественную литературу по теме проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • Обсуждение и постановка педагогами целей и задач проекта;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор методической и художественной литературы, организация развивающей среды в группе, разработка конспектов занятий и мероприятий с родителями)

Работа с детьми:

  • Беседы: «Моя Родина», «Великая Отечественная война», «День Победы», «Защитники Отечества»;
  • Чтение художественной литературы: И.Туричин «Крайний случай», А.Гайдар «Поход». К.Паустовский «Стальное колечко».

Работа с родителями:

  • Знакомство родителей с проектом  (цели,  задачи, этапы проекта);
  • Консультации для родителей: «Как рассказать ребенку о войне», «Что читать дошкольникам о войне»;
  • Оформление совместно с родителями выставки детских книг о войне.

Основной

Вхождение детей в проблемную ситуацию, постановка детской цели:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник наша страна будет отмечать в начале мая?

Дети: 9 Мая, День Победы в Великой Отечественной войне.

Воспитатель: 2020 год по указу президента В.Путина объявлен годом памяти и славы в честь 75-й годовщины со Дня Победы.

Наш долг - помнить, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу в той войне, благодарить и чтить героев, которые не жалея жизни, защищали родину от врагов. Огромное количество человек погибли и пропали без вести. Война коснулась каждого, не пощадила ни стариков, ни женщин, ни детей.

Послушайте стихотворение поэта Роберта Рождественского, во время Великой Отечественной войны он был маленьким ребенком, в 1941 году, когда началась война, ему было всего 9 лет, дважды он пытался сбежать на фронт:

А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда!

Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна…
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была:
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне, не раз к тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне!

Воспитатель: Как вы думаете,  про кого автор говорит в этом стихотворении? (Про кого эти строки: «У нас и детства не было отдельно…», «И пусть мы были маленькими очень…»

Дети: Про детей.

Воспитатель: Совершенно верно, он вспоминает о тяжелой жизни детей в военное время.

Почему поэт говорит про детей: «Мы тоже победили в той войне»? Разве это дети уходили на фронт, сражались с врагами?

Вы абсолютно правильно сказали, что на войну уходили в основном мужчины, но без надежного тыла они не смогли бы одержать победу. Дети стояли у станков, работали в полях, и даже воевали наравне со взрослыми.

Если бы у вас была возможность пообщаться с поэтом, написавшим это стихотворение, о чем бы вы его спросили?

Дети: Что делали дети на войне? Как жили? Было ли им страшно? Что ели? и т.д.

Воспитатель: К сожалению, поэт, написавший эти замечательные строки, давно умер, и мы не можем к нему обратиться. А как еще  мы можем узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны?

Дети: Можем спросить у воспитателя или родителей, прочитать в книгах, в интернете,  посмотреть фильм или мультфильм.

Реализация проекта через различные виды деятельности:

- Беседы: «Дети блокадного Ленинграда», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Дети в немецких концлагерях», «Жизнь детей в тылу»;

- Просмотр презентации «Дети на картинах художников о ВОВ»;

- Просмотр презентации «Памятники детям войны»;

- Просмотр мультфильма про Мальчиша-Кибальчиша;

- Чтение литературы: К.Паустовский «Похождения жука-носорога», Н.Ходза «Дорога жизни», стихи о войне;

- Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь»;

- Прослушивание музыкальных произведений: «Прадедушка», «Ленинградцы», «Песня о маленьком трубаче», «Мы хотим, чтобы не было войны», «Славный День Победы», «Солнечный круг»;

- Вечер – встреча «Мы тоже победили в той войне». Пригласить прабабушку Насти С., которой в 1944 г. было 6 лет;

- Посещение детской библиотеки.

- НОД:

Познавательное развитие (ФЦКМ): «Блокадный хлеб».

Цель: расширять знания дошкольников о жизни детей в блокадном Ленинграде.

Развитие речи: «Беседа по картине «Хлеб». Художники: К.Мирошник и Н.Кургузова – Мирошник».

Цель: продолжать знакомить детей с картинами художников о Великой Отечественной войне.

Художественно-эстетическое развитие (лепка): «Жук».

Цель: познакомить с произведением К.Паустовского «Похождения жука-носорога».

Художественно-эстетическое развитие (конструирование из бумаги): «Пилотка, как у героя».

Цель: познакомить с подвигом юного героя Саши Колесникова.

Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Война глазами детей»

Цель: продолжать знакомить с такими понятиями как «герой», «подвиг», «мужество» и др.

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Открытка ветерану».

Цель: обобщать и расширять знания детей о празднике День Победы.

Заключительный

Воспитатель: Ребята, как много всего мы с вами вместе узнали о Великой Отечественной войне. Что вам запомнилось больше всего?

Дети: Как тяжело и страшно было детям, как они жили в блокадном Ленинграде, как голодали, как сражались с фашистами и т.д.

Воспитатель: Как думаете, о чем мечтали дети военных лет?

Дети: Чтобы закончилась война.

Воспитатель: Нам с вами повезло, мы не слышим вой сирен, не прячемся в бомбоубежища, не знаем, что такое голод, благодаря нашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам мы живем в мирное время. Давайте всегда об этом помнить! И в память о всех героях Великой Отечественной войны, больших и маленьких, я предлагаю оформить в нашей группе выставку рисунков «Дети против войны!»

- Выставка совместного творчества детей и родителей «Дети против войны!»

- Вечер чтения стихов о войне совместно с родителями «Читаем всей семьей»

- Презентация проекта.

Презентация "Памятники детям войны"

Презентация "Дети на картинах художников о войне"