Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Рябинка»», воспитатель Лешукова Ирина Васильевна, родители.
Актуальность темы: вода – одно из главных богатств на Земле. Страшно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Это и легло в основу выбора темы исследования. Считаю, что она не теряет своей актуальности как для жителей всей планеты, так и для нашего поселка.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: значение воды в жизни человека.
Цель проекта: пополнить знания о воде и её значении для человека.
Задачи проекта
1. Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.
2. Развитие мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.
3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Закреплять и систематизировать знания о воде и её свойствах.
5. Познакомить с элементарными способами очистки воды – фильтрацией.
6. Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека.
7. Раскрыть основные источники загрязнения воды и мероприятиях по предотвращению загрязнения.
8. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предполагаемые результаты:
- осознание детьми и взрослыми значимости воды в жизни человека;
- у детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле;
- у детей укрепится интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение разрабатывать алгоритм исследования, пополнится словарный запас;
- повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Этапы осуществления проекта:
- подготовительный этап.
- основной этап.
- заключительный этап.
Подготовительный этап:
- составление плана совместной работы с детьми; родителями;
- разработка конспектов ОД;
- подготовка материалов и оборудования;
- подбор художественного материала;
- информация для родителей.
Основной этап
План мероприятий по реализации проекта:
Познавательное развитие: «Вода в жизни человека», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Мерная чашка» (ФЭМП). Экскурсия на насосную станцию.
Чтение художественной литературы.
- Аким «Первый снег»;
- С.Олегов «Берегите воду»;
- Б.Заходер «Что случилось с рекой»;
- Т.Шорыгина «Великан и голубое озеро»;
- Н.А. Рыжова: «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Просмотр развивающих мультфильмов о воде. Презентация. Приложение 1
Дидактические игры: «Где снежинки?»; «Воздух, земля, вода»; «Капельки»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний» и др.
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»; «Ручеек»; «Рыбаки и рыбка» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Бесстрашные мореплаватели», «Семья» (сюжет: купание кукол).
Беседы с детьми:
- «Вода на Земле»;
- «Чистая вода – богатство страны»;
- «Где можно встретить воду?»;
- «Кто живет в воде».
Наблюдение:
- за гололедом;
- за капелью;
- за изменениями, происходящими в природе;
- за таянием снега и льда;
- за кипением чайника.
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем»;
- «Переход воды из жидкого состояния в твердое»;
- «Переход воды из твердого состояния в жидкое»;
- «Вода не имеет запаха»;
- «Сравнить свойства воды, льда, снега»;
- «Вода не имеет формы»;
- «Окрашивание воды»;
- «Очистка воды»;
- «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».
Взаимодействие с родителями
Информация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «День воды», Анкетирование.
Заключительный этап
Совместное участие родителей и детей в 6-м областном чемпионате по сбору вторсырья «Экобатл» – уборка мусора вдоль берега реки.
Выступление в районной проектно-исследовательской конференции.
Литература
1. ОА. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003 г.
2. А.П. Самородова, Л.В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006 г.
3. В.Ф. Дерпгольц. Вода во вселенной. Л.: "Недра", 1971 г.
4. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2014 г.
5. Н.А. Рыжова «Экологические сказки».
6. Н.А. Рыжова «Путешествие капельки». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 128 с.
7. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
8. Интернет-ресурсы.