Проектно-исследовательская работа «Вода в жизни человека»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: «День воды», пресная вода, способы очистки воды


Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Рябинка»», воспитатель Лешукова Ирина Васильевна, родители.

Актуальность темы: вода – одно из главных богатств на Земле. Страшно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Это и легло в основу выбора темы исследования. Считаю, что она не теряет своей актуальности как для жителей всей планеты, так и для нашего поселка.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: значение воды в жизни человека.

Цель проекта: пополнить знания о воде и её значении для человека.

Задачи проекта

1. Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развитие мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.

3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Закреплять и систематизировать знания о воде и её свойствах.

5. Познакомить с элементарными способами очистки воды – фильтрацией.

6. Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека.

7. Раскрыть основные источники загрязнения воды и мероприятиях по предотвращению загрязнения.

8. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предполагаемые результаты:

  • осознание детьми и взрослыми значимости воды в жизни человека;
  • у детей сформируются представления о воде как источнике жизни на земле;
  • у детей укрепится интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение разрабатывать алгоритм исследования, пополнится словарный запас;
  • повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Этапы осуществления проекта:

  • подготовительный этап.
  • основной этап.
  • заключительный этап.

Подготовительный этап:

  • составление плана совместной работы с детьми; родителями;
  • разработка конспектов ОД;
  • подготовка материалов и оборудования;
  • подбор художественного материала;
  • информация для родителей.

Основной этап

План мероприятий по реализации проекта:

Познавательное развитие: «Вода в жизни человека», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Мерная чашка» (ФЭМП). Экскурсия на насосную станцию.

Чтение художественной литературы.

  • Аким «Первый снег»;
  • С.Олегов «Берегите воду»;
  • Б.Заходер «Что случилось с рекой»;
  • Т.Шорыгина «Великан и голубое озеро»;
  • Н.А. Рыжова: «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Просмотр развивающих мультфильмов о воде. Презентация. Приложение 1

Дидактические игры: «Где снежинки?»; «Воздух, земля, вода»; «Капельки»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний» и др.

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»; «Ручеек»; «Рыбаки и рыбка» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Бесстрашные мореплаватели», «Семья» (сюжет: купание кукол).

Беседы с детьми:

  • «Вода на Земле»;
  • «Чистая вода – богатство страны»;
  • «Где можно встретить воду?»;
  • «Кто живет в воде».

Наблюдение:

  • за гололедом;
  • за капелью;
  • за изменениями, происходящими в природе;
  • за таянием снега и льда;
  • за кипением чайника.

Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем»;
  • «Переход воды из жидкого состояния в твердое»;
  • «Переход воды из твердого состояния в жидкое»;
  • «Вода не имеет запаха»;
  • «Сравнить свойства воды, льда, снега»;
  • «Вода не имеет формы»;
  • «Окрашивание воды»;
  • «Очистка воды»;
  • «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Взаимодействие с родителями

Информация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «День воды», Анкетирование.

Заключительный этап

Совместное участие родителей и детей в 6-м областном чемпионате по сбору вторсырья «Экобатл» – уборка мусора вдоль берега реки.

Выступление в районной проектно-исследовательской конференции.

Литература

1. ОА. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003 г.

2. А.П. Самородова, Л.В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006 г.

3. В.Ф. Дерпгольц. Вода во вселенной. Л.: "Недра", 1971 г.

4. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2014 г.

5. Н.А. Рыжова «Экологические сказки».

6. Н.А. Рыжова «Путешествие капельки». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 128 с.

7. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

8. Интернет-ресурсы.