Родительское собрание "Воспитание сказкой" в начальной школе

Разделы: Работа с родителями

Класс: 1

Ключевые слова: Снежная королева, Карабас-Барабас, блестящие крылышки, Кощеевна


Тема собрания выбрана неслучайно. В школе, как в зеркале, отражаются сложности и противоречия, свойственные сегодняшней нашей жизни. Как воспитывать? На каких идеалах?

Убеждена, что если с малых лет не удастся ребенка приобщить к миру прекрасного, трудно рассчитывать, что состоится полноценная, духовно богатая творческая личность, которая будет строить себя и мир по законам красоты. Именно учитель и родители призваны научить воспринимать мир во всем половодье красок.

Все начинается с детства.

Забвение этой истины поставило сегодня наше общество на грань нравственной катастрофы, когда жестокость и насилие захлестнуло его. Одна из причин – в отсутствии духовной пищи детей.

Всем знакома картина: вечер, мерцают холодные экраны телевизоров. Вроде все хорошо. Рядом сидят взрослые и дети. Но все равно не вместе, а каждый сам по себе.

Сегодня в век видео и компьютеров, педагоги предлагают возродить давнюю традицию семейного чтения, когда по вечерам вокруг книги собирается вся семья. Эти тихие и радостные моменты детства могут послужить человеку опорой на сложном жизненном пути.

В нашем классе … семей и семейное чтение практикуется в … семьях.

Детство быстро проходит, но хранит воспоминания. Так о чем будут вспоминать наши дети?

На вопрос анкеты: Любишь ли ты читать книги? Все дети ответили «да» и Лида написала «Я очень люблю сказки».

Да и родителям приятна встреча со сказкой, которая уводит в радостный и светлый мир детства. Помните, как это бывало:

О чем скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнатам ходит сказка...

Так за что все дети любят сказки? (Просмотр видеокассет с ответами детей: «Сказки интересные, хорошие, нравятся сказочные герои, чтобы придумывать игры, там очень хорошие герои.)

На кого из сказочных героев ты хочешь походить? Почему? (С целью выяснить какие черты характера они ценят.)

Саша – на Буратино – нравится.

Женя – на Буратино – смешной.

Ваня – на рыцаря.

Алеша – на Буратино – красивый.

Наташа – на Мальвину – красивая.

Таня – Елена Прекрасная – добрая и хорошая.

Ольга – принцессу.

Лида – на Золушку, я не красивая.

Ира Ч. – Незнайка – потому что мне нравится.

Алена – на Карлсона – летун.

Ира У. – Золушку – красивая.

Настя Сл. – Золушку – хорошая.

Настя В. – Зайца.

Валя – Карлсон – он талантливый.

Как видим, симпатии детей всецело на стороне положительных героев.

А в ответ на вопрос: Кого из героев сказок вы пригласили бы в гости?

Ребята перечислили: Карлсона и Буратино, Чиполлино, Золушку, Петушка, Рикки – золотой хохолок.

Слово берут мамы, в чьих семьях этому вопросу уделяется серьезное внимание (они поделились опытом).

Учитель. Уважаемые родители! Отрадно, что вы прекрасно понимаете огромную роль сказки в жизни ребенка. В анкетах вы отметили, что сказки имеют воспитательное значение, сказки учат добру, их любят читать и взрослые и дети, без них было бы скучно жить. А сколько интересного можно узнать из сказки, познакомиться со сказочными героями, волшебниками, сказочными человечками.

- Сказки учат отличать добро и зло. Добрые герои всегда побеждают зло.

- Сказки помогают ребенку. Они учат добру и справедливости, мы подражаем положительным героям. Сказки учат дружбе и отзывчивости.

- Иногда сказки учат тому, что можно делать, а что нельзя.

- Сказки – это детская азбука мудрости. В них всегда побеждает добро и детям это нравится. Пробуют дети некоторые приемы из сказок в жизни.

- Дорогие родители! Сейчас мы посмотрим сказку «Каша из топора» (русская народная сказка). Как вы построите ее обсуждение?

Обсуждение. Этот небольшой практикум выявил, что родители просят детей высказать свое мнение, задают вопросы.

- Я бы поставила такие приемы:

1. Иллюстрация, сопровождающаяся комментариями ребенка.

2. Домысливание судьбы героя.

3. Подбор музыки к сказке.

Выступает библиотекарь улусной детской библиотеки, с обзором сказок и показом книг, журналов для семейного чтения.

Обсуждение ситуации, часто встречающейся в жизни

«Ребенок читает медленно, невнятно. Разве так читают? Смотри, как надо!» – возмущается мать и вырывает у сына книгу. А ребенок – один обиженно отворачивается, другой – отказывается читать. Как вы оцениваете матери?

Все будем терпеливы, ибо грубость и бестактность приведут к весьма нежелательным последствиям – отвращению к чтению. Нужно поддерживать ребенка, успех обязательно придет.

В конце первой части собрания учитель обращается со словами: «А вы знаете, уважаемые родители, о чем попросили бы ваши дети волшебника, случись свидеться с ним »?

Женя – робота.

Настя В. – Барби.

Наташа – куклу, мягкую игрушку, магнитные буквы.

Лида – костюм.

Ира У. – косметику.

Настя Сл. – волшебную палочку.

Валя – щенка и здоровье.

Таня – я хочу к бабушке в Новосибирск.

Алена – не болеть и не хотеть курить.

Ира Ч. – чтоб мама не болела.

Ольга – хочу стать художницей.

Ваня – деньги.

Саша – маме и папе здоровья и счастья.

А я вам желаю дорогие родители, чтобы эти книги не лежали мертвым грузом, а читались бы всей семьей. Помните, все начинается с детства. (Дарю памятки всем родителям с рисунками ваших детей)

Вторая часть собрания – КВН «В мире сказок»

Женя

Любит КВН на 2а класс.
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.

Валя

Нам доверено с тобой
Провести удачно бой.
Чтоб находчивость и знание проверить.
В сказке – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Сказка – друг и все в нее
Мы будем верить!

Ира У.

Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир сказок. Немало препятствий вам придется преодолеть. А начнем КВН с разминки.

1 разминка для 1-й команды

1 к. – Как звали героя русской народной сказки «По щучьему велению?» (Емеля)

2 к. – А имя мое такое же, как у героя как у героини сказки «Царевна-лягушка» (Василиса Прекрасная)

2 разминка. «Кто дружнее?»

А отправляемся мы в страну сказок на ковре-самолете. Чтобы он поднялся ввысь нужно хором дружно.

1 к. – Сказать слова коды.

(Козлятушки-ребятушки отопритесь, отворитесь, ваша мать пришла, молочка принесла.)

2 к. – Позвать Сивку-Бурку.

(Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!)

3 конкурс. «Кто? Откуда?»

Летим мы над горами над полями, над зелеными лесами, за тридевять земель. Но вот огромная туча заслонила солнце. Берегитесь! Это летит змей-Горыныч! Спасется лишь та команда, которая отгадает, из какой сказки данный отрывок и назовет автора.

1 к. детям – А что это у тебя в руках, девушка? Корзинка никак? За шишками ты, что ли пришла под самый Новый год, да еще в такую метель? (С.Маршак «12 месяцев»)

1 к. родителям – «В самой чашечке цветочка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

2 к. детям – «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная? Сидит девушка, дрожит, чуть языком шевелит. Тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)

2 к. родителям - «И тогда старая фея, тряся подбородком, скорее от досады, чем от старости, наклонилась над колыбельной и пообещала, что принцесса уколется иглой и умрет». (Шарль Перо «Спящая Красавица»)

4 конкурс. «Не ошибись!»

Учитель. Молодцы, вы ответили правильно и смогли спастись. Мы приземляемся в прекрасном сказочном государстве. Перед нами волшебные ворота, каждые стерегут известные сказочные герои. Угадайте, кто они?

1 к. – Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Пустая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. (Карабас-Барабас)

2 к. – Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звездочки, но в них не было ни теплоты, ни красоты! (Снежная королева)

5 конкурс. «Волшебные слова»

Карабас-Барабас и Снежная Королева пропустят вас через ворота, если вы вспомните слова, которые помогли:

1 к. – открыть дверь в пещеру Али-бабе. (Сим, сим, открой дверь)

2 к. – отправить Емеле сани из леса, ведра из проруби. (По щучьему велению, по моему хотению)

6 конкурс. «Скорая помощь»

В сказках всегда побеждает добро, потому что дружба и взаимовыручка – это огромная сила. Знаете ли вы, кому помогли:

1 к. – хозяин, хозяйка, курочка, коровушка и купец? (Петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»)

2 к. – медведь, старичок, ясный сокол, щука? (Ивану-Царевичу)

7 конкурс. Загадки

А сейчас наш путь пролегает через владения Змея Горыныча. Ужасная картина предстоит перед нашим взором: злодей заколдовал наших любимых сказочных героев, чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки :

1 к. детям

Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок. (Вини Пух)

1 к. родителям

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-Лягушка)

2 к. детям

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился. (Колобок)

2 к. родителям

Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеба пекла и скатерть ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла,
Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)

8 конкурс. «Черный ящик»

Угадайте, какие предметы здесь находятся?

1 к. – С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок? (Игла)

2 к. – Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки «Мойдодыр». (Мочалка)

9 конкурс. Кроссворд для болельщиков

Дерево, вокруг которого ходил кот. (Дуб)

Имя брата Аленушки. (Иванушка)

Второе сказочное название скатерти. (Самобранка)

Имя дочери Кощея Бессмертного. (Кощеевна)

Сказочный житель болот. (Лягушка)

Старинный русский инструмент, при помощи которого петух прогнал лису. (Гусли)

Какой герой ослеп, не потеряв зрения. (Кай)

10 конкурс. Музыкальный конкурс

Давайте споем отрывок из песни «В гостях у сказки».

Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу.
Приходите в гости
К нам поскорее.
Там, где зеленый дуб на берегу…
Там гуляет черный котище ученый
Пьет он молоко и не ловит мышей

Это настоящий кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч Змей.

11 конкурс

Есть в царстве сказок своя сказочная газета, в которой печатаются сказочные объявления. Попробуйте угадать авторов объявлений:

1 к. родителям

«Открыта больница для птиц и зверей,
Идите лечиться туда поскорей!». (Доктор Айболит)

2 к. родителям

Живу без всякой славы,
Средь зеленой дубравы,
У семи богатырей. (О мертвой царевне и семи богатырях)

1 к. детям

Как выскочу, как выпрыгну –
Пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заячья избушка»)

2 к. детям

Буду служить вам справно
В год за три щелчка по лбу,
Есть же буду полбу! (Балда из сказки «О попе и работнике его Балде»)

12 конкурс. Сказочный Эрмитаж

Командам предлагается по 2 иллюстрации к сказкам. Нужно угадать, к какой сказке они относятся и назвать недостающую деталь, которая закрыта бумагой.

13 конкурс. Домашнее задание

Команды показывают пантомиму, отрывок из сказки «Красная шапочка» и «Три поросенка». Соперники догадываются, какую сказку им показывают.

14 конкурс. Бюро находок

У меня корзина есть,
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда,
Поспешите угадать, что в ней и откуда?

(Вызываются капитаны команд, которые называют сказки в которых встречаются предметы: три деревянные ложки, туфелька, скатерть-самобранка)

А закончили КВН стихами В.Берестова.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них,
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Родители показывают сказку «Волк и семеро козлят».

Уверена, что эта встреча надолго останется в памяти и детей, и взрослых.