Конспект логопедического занятия по теме "Предлоги"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, предлоги


Вид занятия: формирование лексико-грамматических средств.

Тип занятия: фронтальное.

Тема: Обобщающее занятие по теме «Предлоги».

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять понимание детьми пространственных отношений, выражаемых предлогами.
  • Упражнять в практическом употреблении предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через умение понимать и различать схемы, обозначающие предлоги.
  • Корригировать грамматический строй речи через построение простого распространенного предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения; проявлять настойчивость и целеустремленность в достижении конечного результата.

Словарная работа: предлог, схема.

Оборудование: гномики-предлоги «за, на, в»; схемы пройденных предлогов; предметные картинки: машина – дом, пенал – стол, бабочка – цветок, белка – елка, щенок – кресло, лиса – нора; фланелеграф; отдельные картинки для составления общей картины на фланелеграфе.

Раздаточный материал: сюжетные картинки для составления предложений на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

- Закончите мою фразу: «На занятии наши уши внимательно … (слушают), они все … (слышат); наши глаза внимательно … (смотрят), они все … (видят); наша голова хорошо … (думает); наш язык четко и правильно … (говорит)».

II. Подготовительная работа. Сообщение темы занятия

- Мне сказали, что к нам в группу пришли гости. Кто-то из них спрятался за этажеркой. (Логопед голосом выделяет предлог.) Кто пойдет на поиски? Нашел, Максим? Кто же там спрятался? (Гномик – предлог «за».)

- А кто спрятался на полке?

- В шкафу?

- Вот они наши гости – гномики из страны предлогов. Какие слова помогли их найти? (Нам помогли маленькие слова – предлоги: за, на, в.)

- А если бы не было предлогов, нашли бы мы гостей? (Нет, не нашли.)

- Какие важные слова – предлоги! Они помогают нам узнать, где находится предмет, откуда или куда он движется. Сегодня на занятии мы покажем нашим гостям, как вы научились правильно употреблять разные предлоги.

III. Основной этап

1. Упражнение «Вставь предлог».

- Гномики-предлоги придумали для вас предложения, но подул сильный ветер и все предлоги из предложений улетели. Вернем их на место?

Дети называют, какой предлог пропущен в предложении, находят его схему, повторяют все предложение целиком.

Предложения:

  1. Снег лежит … крыше.
  2. Внучка пришла … бабушке.
  3. … домом летит самолет.
  4. Кошка гонится … мышкой.
  5. Колобок укатился … волка.
  6. … корзине лежат яблоки.
  7. Гриб вырос … деревом.
  8. Книги взяли … полки.

2. Упражнение «Составь предложение».

- А сейчас гномики предлагают вам самим стать маленькими учителями.

Каждый ребенок выбирает сюжетную картинку из предложенных и задает товарищам вопрос – где находится предмет, куда или откуда он движется. Остальные дети составляют предложение с предлогом по картинке. (Например: «Откуда вылетела птичка? – Птичка вылетела из клетки.»)

3. Динамическая пауза.

4. Составление предложений по двум предметным картинкам с разными предлогами.

- Ребята, гномики принесли на занятие пары картинок, чтобы составить предложения. А теперь они спорят, какой же предлог им выбрать. Поможем нашим гостям? Составьте предложения и выберите нужный предлог.

Пары картинок:

машина – дом                  пенал – стол
бабочка – цветок             белка – елка
щенок – кресло                лиса – нора

- Кто составит предложение по этим картинкам с другим предлогом?
(Примеры предложений: «Машина подъехала к дому. Машина стоит у дома. Машина выезжает из-за дома.» И т.п.)

5. Игра «Расскажи, где что (кто) находится».

Логопед выкладывает отдельные картинки для фланелеграфа, от имени гостей предлагает детям составить одну общую картину и рассказать, где находится каждый предмет.

Дети самостоятельно выбирают понравившиеся картинки, прикрепляют их на фланелеграф и составляют предложения с предлогами. (Например: «Белка сидит на елке. Птица летит над деревом. Солнце выглядывает из-за тучи.» и т.д.)

- Вот какая красивая картина у нас получилась! А помогли нам ее сделать предлоги.

IV. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

- Гномики-предлоги благодарят вас за помощь и за работу на занятии: «Спасибо, ребята! Не забывайте о нас. До новых встреч!».