Цели:
- Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе через сказочных, волшебных обитателей леса
- Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, сравнивать, делать необходимые выводы.
- Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятия «волшебные существа».
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
Актуализация опорных знаний
- Ребята, сегодня я узнала тревожную новость про Сказочный лес. Оказывается, туда наведался вор, и украл самое ценное, что было у местных волшебных существ ― Радость и Доброту! Представляете, как стало грустно, тоскливо и страшно в Волшебном лесу? Деревья помрачнели, стало темно, холодно.
Все волшебные жители стали злыми, завистливыми. Сидят в своих жилищах, ни с кем не общаются. Посмотрите на картинку, как стало страшно в лесу! (картинка)
А я хотела сегодня вас провести в Волшебный лес, познакомить с его замечательными жителями.
- Что же нам делать? Вы знаете, на месте преступления остался один предмет. Видно, преступник очень торопился, и забыл его. Давайте посмотрим?
- Что это, ребята? А какому волшебному существу может принадлежать?
Так что же это получается, Радость и Доброту украла Баба Яга? Ой-ой, как плохо. Как же мы найдем её?
- Ребята, давайте поиграем в детективов! Для начала составим фоторобот похитителя!
- Кто такой детектив? Это сыщик - специалист по расследованию уголовных преступлений; агент сыскной полиции.
- Что такое фоторобот? (субъективный портрет человека, подобранный из фотографий отдельных частей разных лиц)
- Ребята, вы знаете, как выглядит Баба Яга? (Дают описание (нос крючком, сгорбленная спина и т.д.))
- Отлично, давайте составим фоторобот! (Работа в группах)
Ну вот. Теперь мы все знаем, как выглядит злодей в лицо. А как же нам его, то есть её, искать? Давайте найдём тех, кто знает, как найти Бабу Ягу. Пойдём прямо в Волшебный лес.
- Ну, вот мы и зашли в Волшебный лес.
- Ой, а кто это так ужасно кричит? Как вы думаете, кто это может быть? (ЛЕШИЙ)
- Возьмите зелёную карточку и прочитайте, что есть в базе данных о Лешем.
(Имя: Леший.
Место жительства: лес дремучий.
Характер деятельности: хозяин леса.
Особые приметы: умеет хохотать, аукаться, свистеть и плакать как люди, подражает голосам птиц и зверей.
Опасность для человека: Леший способен завести человека, собирающего грибы или ягоды, в глухие дебри, из которых тот долго не может выбраться.
Противоядие: чтобы спастись от Лешего, человек должен раздеться, вывернуть наизнанку свою одежду и снова надеть. Если заблудились несколько человек, то все они должны поменяться любыми предметами, которые у них есть.)
- Какую опасность представляет для человека Леший?
- Как же сделать так, чтобы он помог нам? Ведь людей он не особо любит. А уж теперь, когда украдена радость и доброта, и подавно. Ребята, а кто запомнил, как можно снять волшебные чары Лешего?
- Так давайте же, прежде чем приблизиться к нему, сразу применим эти знания. Я предлагаю вам быстренько поменяться любыми предметами и приобрести защиту от Лешего.
- Здорово, ребята! Мы отлично защитились от злых чар этого лесного жителя.
- Леший сказал, что Баба Яга очень любит подарки. И он нам дарит кудель для Бабы Яги.
- Ребята, а кто знает, что такое КУДЕЛЬ?
Кудель - короткое путаное волокно. Получается после очистки льна. Кудель широко используется для получения грубой толстой пряжи.( показ кудели)
- Думаю, Баба Яга очень любит прясть пряжу, и ей очень пригодится этот подарок! А сейчас идём дальше?
- Ой, ребята! У нас впереди болото? Кто же живет в воде? Вы, знаете?
- Давайте прочитаем, что есть в базе данных про Водяного. Возьмите синюю карточку.
(Имя: Водяной.
Должность: владыка вод (болот, озёр, рек и).
Место жительства: обитает в болотах.
Особые приметы: при дневном свете водяной скрывается в глубине вод, а в ночном сумраке выплывает на поверхность в образе то замшелого бревна, то крупной рыбы.
Опасность для человека: в своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Заманивает человека в воду и топит его, может подарить рыбакам богатый улов или разогнать всю рыбу и порвать сети.
Противоядие: рыбаки делают Водяному подарок. Бросают в воду хлеб. Также рыбаки выпускают обратно в воду первую пойманную рыбу.)
- Какое противоядие есть от Водяного?
- Ребята, как же нам умаслить Водяного? И сделать его хоть чуточку добрее. Старые легенды говорят, что нужно сделать подарок хранителю вод.
- А давайте сделаем ему красивых рыбок!
- У вас на столах лежит схема сборки рыбки. Рассмотрите её. Выполните работу. Кому нужна будет помощь, можно поработать в паре.
- Покажите какие рыбки у вас получились! Давайте их запустим в ведёрко и отдадим Водяному.
- Отлично, ребята! Водяному очень понравились ваши рыбки, и он сделал нам подарок. Чтобы мы отдали его Бабе Яге. Водяной подарил нам помело! (показываю)
- Что такое помело, ребята?
Помело́ - пук тряпья, ветоши, хвороста или связка прутьев, насаженные на палку (помелище), инструмент, предназначенный для обметания печки перед тем, как испечь хлеба.
- Ведьмы с помощью помела управляли ступой.
- Ребята, да Баба Яга у нас хозяюшка! И пряжу прядёт, и хлеб печёт. Посмотрим, понравятся ли ей наши подарки!
Физминутка
- Идём дальше? Ой, ребята! А впереди избушка! Может, эта избушка бабы Яги?
Кто живет в этой избушке?
- Давайте возьмём розовую карточку и прочитаем, что есть в базе данных о Кикиморе.
(Имя: Кикимора.
Должность: злой дух дома.
Место работы: изба.
Особые приметы: на вид тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.
Опасность для человека: выходит по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Перепутает нитки, порвёт пряжу, скомкает кудель, а потом уберётся за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей.
Противоядие: умелым хозяевам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.)
Ребята, кто запомнил, кому помогает Кикимора?
- Ну, тогда нам нужно показать что мы тоже можем быть умелыми! Давайте распутаем нитки! И тогда Кикимора, посмотрев на наши работы, точно подобреет, и расскажет всё про Бабу Ягу! (На карточках клубки ниток, надо вести по нужной нитке и узнать, предмет какого цвета связали)
- 1 ряд распутывает жёлтый клубок, 2 ряд - зелёный, 3 ряд - синий.
- Так что свяжут жёлтым цветом? Что зелёным? Что синим?
- Ребята, Кикиморе очень понравилось, как вы быстро справились с работой. Она преподнесла подарок для Бабы Яги. Кикимора подарила ухват! (показ ученикам ухвата) Что такое ухват, ребята?
Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
Хороший подарок ухват, но что-то мы никак не можем до Бабы Яги добраться. Тогда вперёд!
- Посмотрите, ребята! Лес закончился, и начинаются горы. Но это не простые горы, а Сорочинские. Это волшебное место, где обитает Змей Горыныч.
- Ребята, давайте прочитаем о Змее Горыныче на голубой карточке.
(Имя: Змей Горыныч.
Место жительства: живёт то на Сорочинских горах, то в глубоких пещерах, где собраны у него несметные богатства.
Характер деятельности: вредитель
Особые приметы: огнедышащее чудовище
с 3, 6, 9, а то и с 12 головами. Длинный хвост стрелой, когтистые лапы. Летает по воздуху.
Опасность для человека: часто ворует красивых девушек, принцесс и другой честной люд.
Противоядие: богатырская сила и смекалка.)
- Давайте возьмём карточку и прочитаем Змею Горынычу о том, что о нём пишут в книгах. Возможно, Змею понравится, и он расскажет нам, что-нибудь о бабе Яге. Дети читают про себя текст, затем вслух.
(Из века в век переходят древние предания о Змее Горыныче. Как гласит сказание, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом - задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так, что листья с деревьев осыпаются. Бьет хвостом он по сырой земле - реки выплескиваются из берегов. От дыхания я довитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного!)
- А наш Змей заслушался, как вы ему читали, что он сразу подобрел, и подарил нам ступу! (Показ ступы)
- Что такое ступа, ребята?
Ступа - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта. А ещё Баба Яга в ней летает!
Итак, очередной подарок мы забрали, и идём дальше. Посмотрите, ребята, горы расступились, и показался какой-то замок! Как мрачно и холодно в этом месте!
Кто же живет в замке? Как вы думаете, ребята?
- Прочитаем на Фиолетовой карточке что есть в базе на Кащея Бессмертного.
(Имя: Кощей Бессмертный.
Должность: злой волшебник.
Место жительства: замок Кощея.
Характер деятельности: сторожит подземное царство, где спрятаны бесчисленные сокровища и томятся в неволе пленники.
Особые приметы: похожий на скелет (его имя происходит от слова кость).
Опасность для человека: может превратить в камень, в лягушку.
Противоядие: найти смерть)
- Ой, какой злой и мрачный волшебник. Совсем не помешало бы ему получить кусочек доброты и радости.
- Как же нам у него выпытать про Бабу Ягу? Добром его не возьмешь… Какое противоядие от него?
- Ребята, а кто помнит, где находится смерть Кощеева?
- Посмотрите, в ваших карточках нарисованы разные волшебные и не очень предметы. Нужно выбрать те, которые имеют отношения к Кощеевой смерти, соединить их последовательно стрелочками, и, когда смерть Кощея будет у нас в руках, мы расспросим его о Бабе Яге! (РАБОТА В ПАРЕ)
(смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт).
- Молодцы, ребята! Кощей испугался, что мы знаем о его смерти, и рассказал нам, где живёт Баба Яга! И даже подарил подарок ― тетиву для волшебного лука Бабы Яги!
Что такое тетива? (показ тетивы)
Тетива - это эластичный шнур из волокон. Нужен для сгибания лука. Тетива соединяет два конца лука и служит для запуска стрелы.
- Наконец-то мы найдем добро и радость, и Волшебный Лес вновь станет приветливым!
- Давайте прочитаем, что в базе есть про Бабу-Ягу.
(Имя: Баба Яга.
Должность: лесная старуха-волшебница.
Место жительства: живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу и сама во все стороны поворачивается.
Характер деятельности: ведьма.
Особые приметы: одна нога как у скелета, длинный нос достает до подбородка. Летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом.
Опасность для человека: колдунья и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно забредшего в её избушку путника.
Противоядие: нет.)
- Ого, ребята! У нас нет противоядия. Это значит, мы не спасем Волшебный лес? Что же нам делать? Может, попробуем подарить наши подарки?
- Ребята, вы помните, где живет баба Яга?
- А что нужно сказать, чтобы избушка повернулась? «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!»
- А какие подарки мы приготовили?
Ребята, Баба Яга приняла наши подарки, но говорит, что этого недостаточно.
Баба Яга спрашивает, что такое доброта и радость? Зачем эти чувства нужны людям? Зачем они нужны обитателям Волшебного леса?
Доброта - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
Ра́дость - внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья, ласкательное обращение.
- Ребята, мы с вами прошли длинный путь, выдержали все испытания. И даже смогли справиться с хитростью и коварством Бабы Яги!
- Не хотела она отдавать нам доброту и радость, но делать нечего - мы справились с её заданиями.
- Добро и радость вернулись в Волшебный лес. Там снова защебетали птицы, засияли умытые дождём листочки. Посмотрите, как там стало хорошо!
- Ну а нам пора возвращаться домой.
- Что же нового вы узнали сегодня на занятии?
- Оцените свою работу на уроке.