Цель: показать знания и умения детей по формированию элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета.
- Уметь выкладывать числовой ряд от 1 до 10.
- Уметь называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять тематические композиции из фигур по образцу воспитателя.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (10>9 на 1, а 9<10 на 1) и уравнивать их;
- умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10);
- Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости листа; располагать изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, слева, справа, в левом верхнем (правом нижнем углу).
- Закреплять у детей умение составлять из частей целое.
Развивающие: Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность.
Здоровьесберегающие: Обеспечение эмоционального благополучия в процессе образовательной деятельности, своевременная смена статического положения детей.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал:
- плоскостное изображение грустного и веселого Буратино;
- пазлы с изображением «золотого ключика»;
- 4 карточки-образца здания театра из геометрических фигур;
- цифры от 1 до 10, числовой ряд;
- карточка-схема «Картина для Мальвины»;
- куклы театра Би-Ба-Бо
Раздаточный материал:
- подносы с геометрическими фигурами и 4 листа картона (на каждую команду);
- лист бумаги формат А-4 (на каждого ребенка);
- математические пеналы, карточки с 3 свободными полосками, простые карандаши (по количеству детей).
Ход ООД
Воспитатель: - Ребята, вам нравится, когда к нам приходят в гости сказочные герои?
- Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто к нам придет в гости.
Загадка:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это…?
(Буратино)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какое настроение у Буратино?
Дети: - Грустное…
Воспитатель: - Как вы думаете почему?
(Воспитатель заслушивает ответы детей)
- По дороге в страну Знаний Буратино потерял Золотой Ключик.
- Ребята, Буратино просит, чтобы вы ему помогли отыскать ключ.
- Вы согласны помочь Буратино?
Дети: - Да!
- Для этого нам нужно попасть в сказку.
- Чтобы туда попасть необходимо выполнить задание.
Мальчики, посчитайте, пожалуйста, в прямом порядке от 1-10.
Девочки, в обратном от 10-1.
Вот мы и в сказке.
Проходите на свои места…
А нас в сказке уже кто-то поджидает.
Посмотрите, кто это?
Да это же Карабас-Барабас.
Карабас-Барабас в командах (стоя за столами)
Карабас-Барабас: Я слышал, вы ищете золотой ключик? Поможете мне, построить необычный ТЕАТР, отдам вам 1-ую часть ключа.
Игра №1 «Театр для Карабаса-Барабаса из геометрических фигур»
По образцу, который стоит на подставке, вы самостоятельно на листе картона должны собрать из геометрических фигур ТЕАТР.
Для этого мы разобьемся на 4 команды
- 1, 2, 3 - игру начни!
Воспитатель: - Из каких геометрических фигур состоит ваш театр?
(опросить все команды)
Карабас-Барабас: Молодцы, ребята, вы построили мне замечательные театры.
(Отдает первую ключа)
Воспитатель: - А нам пора в путь…
(Дети идут за направляющим и садятся на скамейки)
Воспитатель: - Нас здесь уже кто-то встречает.
- Кто это?
Дети: Кот Базилио.
Кот Базилио ковёр (на скамейках)
Кот Базилио: - Здравствуйте, ребята! Готовы к следующему заданию?
Игра №2 «Какое число пропущено?»
Кот Базилио: - Ребята, в сказке многие цифры потерялись.
- Перед вами на доске карточки с цифрами.
- Посмотрите внимательно на доску назовите то число, которое пропущено.
-1, 2…, 5…7..., 9…
(Дети называют какое число пропущено)
Кот Базилио:
- Все цифры вернулись на свои места
- Молодцы, вы быстро справились с этим заданием.
- А у меня для вас есть игра посложнее…
Игра №3 «Назови соседей»
- Назовите предыдущее число числа 2, 7, 9
- А теперь последующее число числа 2,7,9
(Спрашиваю по одному ребенку на каждое число)
Кот Базилио: - Вы очень хорошо справились с этим заданием! Молодцы ребята!
(Кот Базилио отдает детям 2-ю часть ключа)
Воспитатель: - Нам пора в путь…
Лиса-Алиса ковёр (на скамейках)
(Появляется Лиса-Алиса...)
- Ребята, Лиса просит вас с ней поиграть и тогда отдаст еще одну часть ключа.
Игра №4 «Не зевай, дни недели называй»!
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Какой день идет после пятницы?
4. Какой день идет перед вторником?
5. Как называется шестой день недели?
6. Про какие дни недели говорят «рабочие дни»?
7. Как называются «выходные дни»?
Молодцы, ребята!
(Лиса-Алиса отдает 3-ю часть ключа)
5. Воспитатель: Ребята, прежде, чем продолжить наше путешествие по сказке, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
И руками помахать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
Воспитатель: - Отдохнули?
- Наши путешествие продолжается…
- Посмотрите, ребята, кто нас здесь поджидает?
Ребята: - Это пес Артемон!
Пес Артемон ковёр (на скамейках)
Артемон: - Я вам помогу найти ключ, но сначала вы со мной поиграете.
Игра№ 5 «Отгадай-ка! В мяч поиграй-ка» (на смекалку, сообразительность и внимание).
Игра с мячом.
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще 1. Сколько яблонь расцвело? (Ни одной)
3. У кошки 2 лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние.
Сколько лап у кошки? (4)
4. Сколько глаз у светофора?
5. Сколько лап у двух собак?
6. Сколько солнышек на небе ночью?
7. Сколько хвостов у 4 котов?
8. Сколько орехов в пустом стакане?
Артемон: Молодцы, ребята!
(Дети получают 4-ю часть ключика)
Пьеро за столами
Воспитатель: - Ну, а нас с вами впереди вас ждет трудное задание.
- И приготовил для нас его Пьеро.
Работа с карточками
- Выложите на верхнюю полоску 10 кругов.
- Сколько кругов на верхней полоске? (10)
- Дема, сосчитай!
- У всех 10 кругов?
- А на среднюю полоску столько треугольников, чтобы было на 1 меньше.
- Сколько на нижней полоске треугольников (9).
- Ульяна, сосчитай!
- У всех так получилось?
- Чего больше кругов или треугольников?
- Чего меньше?
- На сколько меньше?
- На сколько больше
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну?
(Дети уравнивают предметы разным способом).
- А на нижнюю полоску выложите столько квадратов, чтобы всех геометрических фигур было поровну.
- Аня, сколько надо выложить квадратов.
- Все так думают?
(Дети выкладывают квадраты).
- Артем, сколько ты выложил квадратов?
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
(Пьеро отдает детям часть ключа)
Воспитатель:
- А нас ждет следующий сказочный герой…
А кто же это, вы узнаете, когда отгадаете загадку?
Загадка:
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя ее? Отвечайте, ребята!
(Мальвина)
Мальвина за столами
Мальвина: - Я слышала, вы помогаете Буратино искать золотой ключик?
Я тоже могу вам помочь, но сначала вы нарисуете для меня картину. Для этого пройдите на свои места.
(Дети садятся за столы).
Игра № 6 «Оживи картину»
Воспитатель: - Давайте перед тем, как вы начнете рисовать для Мальвины картину, мы разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, а он один! (показываем 10 пальцев и один палец)
Эта долька для ежа, (загибаем пальчики другой рукой, начиная с большого пальца)
Эта долька для чижа, (загибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (загибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (загибаем безымянный)
Эта долька для бобра, (загибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура (двумя руками выполняем бросательные движения)
Он сердит на нас - беда! (складываем руки домиком)
Разбегайтесь - кто куда! (пальчиками бегают по столу).
Мальвина
- А мы с вами превращаемся в настоящих художников.
- Каждый из вас нарисует картину по моему указанию.
- Слушайте внимательно.
В центре листа бумаги нарисуйте дом
В верхнем правом углу – птицу
В нижней стороне бумаги – траву
В верхней стороне бумаги – облако
Слева от домика – дерево
Справа от домика – девочку
В левом нижнем углу - мальчика
А в правом нижнем углу - цветок.
В верхнем левом углу – солнце.
Ребята, посмотрите, какая красивая картина у вас получилась.
Сергей, что ты нарисовал справа от домика?
Яся, что у тебя нарисовано в верхней стороне листа?
Вика, что ты нарисовала в нижней стороне листа?
Дима, что у тебя нарисовано слева от дома?
Даша, где у тебя расположилось солнце?
А теперь, давайте с вами проверим, правильно ли вы справились с этим заданием?
(Выставляю образец картины на доску).
Все ли правильно нарисовали картину? Есть ли такие, кто не справился с заданием?
Мальвина: - Ребята, какие вы замечательные художники! Вы нарисовали красивую картину!
Спасибо вам.
(Отдает последнюю часть ключа. Воспитатель из всех частей собирает ключик).
(поменять картинку с изображением грустного Буратино на веселого).
Воспитательковёр (на скамейках)
- Вот мы помогли найти Буратино Золотой Ключик.
- Ребята, Буратино благодарит вас всех за помощь.
- А теперь какое настроение стало у Буратино?
Дети: - Веселое!
Воспитатель: - Конечно, он обрадовался, что теперь он сможет открыть дверь в страну Знаний и многому там научиться.
- Он очень хочет быть похожим на вас, много знать и уметь.
Воспитатель: - А нам пора возвращаться из сказки обратно в детский сад.
- Давайте дружно скажем:
«Вокруг себя обернись,
В детском саду окажись!»
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись в группу.
- Вам понравилось наше приключение?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Какое задание показалось вам самым трудным? А какое самым легким?
- Какое задание было самым интересным?
- Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми играми-заданиями.
- Молодцы!
- Всем спасибо!