Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Цель:
- формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.
- учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.
Задачи:
- Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушкой, с последовательностью ее изготовления, росписью.
- Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.
- Учить детей рисовать элементы узора филимоновской росписи.
- Воспитывать желание знакомиться с русской культурной традицией.
Материал: образцы росписи филимоновской игрушки, презентация о происхождении игрушки, силуэты козлика на каждого ребенка, кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки.
Ход НОД
Воспитатель: Я вам сегодня расскажу про старинную игрушку-свистульку. Эти игрушки получили название - филимоновские, по названию деревни, где их изготавливают. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново, а игрушки филимоновскими. Делали их в основном зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
(Рассказ сопровождается презентацией).
По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.
Как вы думаете из чего делают эти игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.
Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.
У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая?
Может, кто из вас догадался?
Дети: Длинные шеи.
Воспитатель: Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки, во все игрушки можно посвистеть.
Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. (рассказ сопровождается презентацией)
Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
А теперь давайте рассмотрим филимоновского козлика. У него длинная вытянутая шея с маленькой головой, короткие ноги, рожки.
Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.
Физминутка
Эй, козлики, все за мной,
Поспешим на водопой!
Вот река широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица-то вкусна!
Эй, козлики, все за мной,
Поскакали все домой!
Воспитатель: А мы с вами сейчас превратимся в филимоновских художников и будем расписывать козликов красками.
Какие цвета преобладают в росписи данной игрушки?
Дети: Желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета.
Воспитатель: Из каких элементов состоят узоры?
Дети: Полосы, дуги, точки, солнышки.
Показ воспитателем.
Воспитатель: Полюбуйтесь: роспись на них яркая, цветными полосками: малиновыми, желтыми, зелеными. Вот какая веселая радуга получается! Обратите внимание, головка у козлика окрашена одним цветом, белым.
А перед тем, как раскрасить, мы поиграем:
Пальчиковая гимнастика
ДВА КОЗЛИКА.
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени.
А теперь попробуйте раскрасить своих козликов разноцветными полосками, и они станут похожими на своих глиняных друзей.
Воспитатель. Раскрашивать мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.
Самостоятельная работа детей
Итог занятия
Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие художники! Давайте их поставим на подставочки, чтобы они всех нас радовали.
- Как называются эти игрушки?
- Почему их так назвали?
- Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?
- Как расписывали филимоновские игрушки?
- Какими элементами?
- Какие цвета использовали?