В связи с предстоящими изменениями в профессиональном образовании, усложняется и роль мастера производственного обучения. Ведь, если раньше человек, получив одно образование мог прожить с ним всю жизнь, то новый жизненный стандарт гласит: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Значит следует научить студента не останавливаться на пути профессионального образования в течении всей жизни. Поэтому одним из показателей профессиональной компетентности мастера, является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлением к росту, самосовершенствованию.
Педагог 21 века – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству, это человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач. Мастер производственного обучения, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, это тот который постоянно совершенствует свои знания и умения занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов. В настоящее время совершенствовать свои знания можно различными способами. Это и заочное и дистанционное обучение, обучение на семинарах-практикумах, отдельных мастер-классах. Информационных источников сейчас огромное количество, но любая программа повышения курсов должна частично или полностью реализовываться в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.
Мастер п/о должен обладать большим мастерством, знать все о своей профессии. Должен любить свое дело так, чтобы «заражать» своей любовью всех студентов, быть примером для них, работать над собой, повышать свое мастерство, учиться новому, гордиться своим ремеслом и передавать его из рук в руки учеников.
Сейчас мастеру п/о приобрести авторитет намного сложнее, так как благодаря информационным возможностям абитуриенты приходят разносторонне образованные и иногда чему-то приходится учиться и у них. Еще одним источником самообразования является сотрудничество мастера производственного обучения и преподавателя. Пример воздействия педагогов оказывает сильное организующее влияние на студентов. При совместной работе мастера и преподавателя,можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности:
- изучение учащихся и формирование ученического коллектива;
- планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий;
- выработку общей педагогической позиции и единых требований к деятельности учащихся;
- систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении воспитанников.
Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества преподавателя и мастера производственного обучения при проведении мероприятия профессиональной направленности. Это такие мероприятия как декады по профессиям повар и кондитер; проведение тематических классных часов, открытых уроков, выставок, участие в обслуживании различных внутренних и городских мероприятий, подготовка и проведение мастер-классов, профессиональных конкурсов. Мастер-классы проводят не только педагоги, но и студенты. Если посмотреть на квалификационные требования мастера, то текст требований по объему почти равен моему докладу. Согласно этим требованиям мастер п/о должен быть для студентов и педагогом и воспитателем, психологом и другом, а в некоторых случаях мамой. И это все сразу.
Вот урок производственного обучения. Нужно самой явиться заранее, выглядеть как Снегурочка – в белоснежной накрахмаленной одежде, нужно проконтролировать явку студентов - соответствии внешнего вида- вот вам элементы воспитательной работы. Нужно распределить студентов по рабочим местам, показать практические приемы, повторить теоретический материал – вот и работа педагога. Нужно во время определить конфликтную ситуацию и умело развести конфликтующих, а затем и уладить конфликт – вот и работа психолога. А уж друг и мама – я каждый день с утра и до ночи. Урок производственного обучения и на современном этапе остается основной формой организации производственного обучения. Понимание значимости своего труда,чувство ответственности за свою работу закладывается именно на уроках п/о. Одним из важнейших моментов на уроке п/о является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений и реализуется через применение разнообразных приемов и методов. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих.
Для овладения общими компетенциями на учебной практике я практикую поочередное назначение бригадиров на каждый рабочий день,помогаю в планировании, организации работ. В конце рабочего дня бригадир отчитывается по итогам дня, выслушиваются отчеты по выполненным работам, предложения студентов по совершенствованию этой работы. Так студенты привыкают анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль (ОК). Эти качества невозможно выработать без самой производственной практики Только после участия в конкурсах Вордскилс наших студентов мы еще больше утвердились в важности выбора предприятия и наставника на производстве. Только те предприятия, которые находят время и средства для изучения новых технологий и применения их на своем производстве должны стать базой для обучения студентов. Еще мы обратили внимание на наших выпускников, которые уже состоялись в своей профессии,они молоды, активны ,интересуются всем новым и понимают наши нужды. Это лучшие наставники. Мы их привлекаем и для проведения мастер-классов в техникуме.
Таким образом осуществляется овладение не только ПК и ОК.
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям.
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску. На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех. Для развития творчества учащихся необходимо:
- Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
- Активизировать познавательную активность учащихся.
- Формировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время.
- Создать материально-техническую базу отвечающую современным требованиям.
И вот здесь мы сталкиваемся с тем, с чем наверное многие сталкиваются: с нехваткой того или иного оборудования, тех или иных инструментов. Поэтому при переходе на ТОП-50, хочется верить, что такие проблемы исчезнут.
Заканчивая свой доклад хочу напомнить, что конкурентоспособность специалиста это:
- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах;
- предприимчивость и деловитость;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Высокий уровень конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда – один из показателей успешной деятельности образовательного учреждения. Залогом такой деятельности является не только качественная подготовка, но и еще много факторов процесса обучения. Педагогическая же работа выступает как система, которая управляет профессиональным ростом выпускника и реализуется посредством управления непосредственно со стороны мастера п/о в сотрудничестве с социальными партнерами, заинтересованными в подготовке кадров.